Главная - Уголовное право - Уголовное наказание за растрату гос денег

Уголовное наказание за растрату гос денег


Уголовное наказание за растрату гос денег

Хищение безналичных денежных средств: особенности совершения преступлений


» Похитить денежные средства, принадлежащие другому человеку или частной компании, довольно трудно без совершения открытого нападения или тайной кражи. Намного проще совершить хищение средств, принадлежащих государству, тем более, если служебное положение предоставляет свободный доступ к этим деньгам.Хищение бюджетных средств (статья 160 УК РФ) является довольно распространенным преступлением не только среди чиновников, но и частных предпринимателей или управленцев, получающих финансирование от государства.Во всех странах, где широко развита коррупционная составляющая, какой и является Россия, такие виды преступлений встречаются довольно часто.Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием.

Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение.

Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  1. Статья 159 УК РФ – мошенничество;
  2. Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;
  3. Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях.

Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  1. Незаконный возврат из бюджета НДС;
  2. Хищение при реализации целевых государственных программ;
  3. Хищение при осуществлении государственных закупок;
  4. Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  5. Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  6. Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.Гражданский кодекс РФ раскрывает понятие государственной собственности в статье 214. Это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и её субъектам, а также земли и природные ресурсы, не находящиеся в собственности физических, юридических лиц и муниципальных образований.Государственное имущество закрепляется за государственным предприятиями, которые могут им владеть, распоряжаться и пользоваться.

Денежные средства распределяются по бюджетам и составляют государственную казну.Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  1. При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.
  2. При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.

Ч.

3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере.

Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст. 160 УК РФ.Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  1. Принудительные работы до 5 лет;
  2. Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  3. Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  4. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
  5. Лишение свободы до 6 лет.

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере?

Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях.

Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.Услуги или товары могут:

  1. Не поставляться или не оказываться.
  2. Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  3. Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека.

Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства. При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило.

При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику.

У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит.

Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет.

Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.Мошенничество – это получение средств обманным путем.

Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны.
В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны.

Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:

  1. Принудительные работы до 5 лет;
  2. Лишение свободы до 6 лет.
  3. Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  4. Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.Рассмотрим наиболее распространенные способы хищения денег с банковских карт:

  1. Скиминг – копирование магнитной полосы карты с помощью установки на банкомат специального считывающего оборудования.
  2. Получение информации с доступом к карте обманным путём.

    Как правило, мошенники звонят или отправляют СМС на телефон владельца карты.

    В сообщении содержится информации о необходимости разблокировать карту или провести иные действия с ней и для этого просят перезвонить по указанному номеру. По данному номеру отвечает мошенник, представившись сотрудником банка, и доверчивый владелец карты сообщает ему необходимые данные.

  3. Кражи через приложение «Мобильный банк».

    Этот вид хищения денежных средств с банковской карты по статье 158 УК РФ может быть квалифицирован и как кража, и как мошенничество. Происходит он, как правило, при потере владельцем карты мобильного телефона или сим-карты, на которую зарегистрирована .

В последнем случае важно, в первую очередь, сообщить на горячую линию об утере телефонного номера, который является финансовым, и заблокировать карту.

Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  1. Бюджетная роспись;
  2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
  3. Смета доходов и расходов и др.
  4. Утвержденный бюджет;

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.Наказание по ст.

285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  1. Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  2. Лишение свободы до 2 лет.
  3. Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  4. Арест до полугода;
  5. Принудительные работы до 2 лет;

Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  1. Лишение свободы до 5 лет.
  2. Принудительные работы до 5 лет;
  3. Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  4. Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;

Крупным ущербом по ст.

285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении.

Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере. Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями.

Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль. Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим.

В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.В зависимости от обстоятельств выносится приговор. В Уголовном кодексе прописаны те моменты, которые влияют на наказание.

Естественно, хищение в особо крупном размере всегда будет наказываться строже, чем мелкое воровство.О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

Естественно, хищение в особо крупном размере всегда будет наказываться строже, чем мелкое воровство.О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул.

Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.Срок исковой давности по уголовным делам установлен статьей 78, согласно которой срок исковой давности по преступлению:

  1. с общими признаками (часть 1 статей 158 и 159 УК РФ) = два года;
  2. средней тяжести (часть 2 статей 158 и 159 УК РФ) = шесть лет;
  3. с особо квалифицирующими признаками согласно части 3 и 4 статей 158 и 159 УК РФ = десять лет.

Начало исчисления срока исковой давности начинается на следующий день после совершения преступления.

Более подробно о том, как определяется срок давности по краже, мы рассказывали тут.Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много.

В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».В 2020 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов.

Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями.

Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями.

Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:

  1. Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
  2. Быть на муниципальной или государственной службе.
  3. Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.

Из этого можно сделать вывод, что если человек превысил свои полномочия с целью получить выгоду, то его ожидает более строгое наказание.

Следовательно, если должностное лицо намеренно превысило стоимость услуги или товара, чтобы часть денег забрать себе, то его можно обвинить в злоупотреблении полномочиями.Если злоумышленник был пойман и привлечен к ответственности, то для возврата своих денег можно не применять к нему меры наказания по Уголовному Кодексу РФ, а сойтись на мирном соглашении. Здесь потерпевший оценивает в денежном эквиваленте утерянную сумму, а также повреждения психологического здоровья, морального ущерба.Поэтому необходимо незамедлительно после кражи обратиться в полицию, где сотрудники обязаны оказать квалифицированную консультацию для дальнейших действий: составления заявления, предоставления нужных доказательств и т.п.

Из-за того, что люди редко обращаются с подобными заявлениями в правоохранительные органы, много преступников выходят «сухими из воды», что только вселяет в них уверенность в безнаказанности и мотивирует к дальнейшей деятельности в этом русле.Для доказательства вины подозреваемого отводится целых 3 г с момента случившегося, за который легко можно собрать все нужные справки, видеозаписи и другие сведения, которые позволят привлечь злоумышленника к ответственности. Привлечение к делу адвоката позволит существенно повысить шансы на возврат своих денег и наказание преступника.Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ.

Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.

Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т.

д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда. Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы.

Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома.

По сути, это хищение бюджетных средств.Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями.

К числу последних нужно отнести:

  1. муниципальные администрации;
  2. местную власть;
  3. государственную власть;
  4. управления внебюджетных фондов;
  5. казенные учреждения.

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем. Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ.

В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию.

Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую. В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх