Главная - Налоговое право - Сравение налогов китая и россии

Сравение налогов китая и россии


Система налогообложения в Китае


В любой стране существует свой распорядок налогообложения со своими особенностями – их можно связать с экономикой, демографией, территорией. Как известно Китайская Народная Республика входит в число самых крупнейших стран мира с сильнейшей индустриальной экономикой и с высокой численностью населения, что само по себе требует серьезного контроля и определенной стратегии. Но стоит сказать, что налоги в Китае оплачивают по продуманной схеме, и, их сбор прежде всего направлен на самообеспечение государства и его жителей. Согласно официальным данным до 2020 года китайское законодательство функционировало в рамках устарелых общегосударственных стандартов и требовало от китайцев всеобщей законопослушности, что со временем вылилось в недовольство среди местных.

Неравенство стало основным камнем преткновения. Несмотря на внушающие макроэкономические показатели, микроэкономические охарактеризовали не самую лучшую ситуацию в стране. Было определено большое число малоимущих граждан, которые не справлялись с обязательствами.

Кроме того, они не могли себе позволить нормальные условия существования, оплачивая налоги наравне с более обеспеченными гражданами.

В итоге волна недовольства привела к пересмотру системы, Правительство ввело разграничение, были снижены процентные ставки, разработана новая схема вычетов, что постепенно улучшило ситуацию.В 2021 году в КНР физические и юридические лица оплачивают от 6-14 основных видов налогов, из них:

  • На производство табака.
  • Подоходный с резидентов и нерезидентов.
  • На образование.
  • Потребительский.
  • На предпринимательскую деятельность.
  • НДС.
  • Земельный.
  • Транспортный.
  • Ресурсный
  • На недвижимость.
  • На реконструкцию
  • На прибыль.
  • На переход прав.
  • Гербовый.

Китай привлекает все больше инвесторов и предпринимателей из-за возможности участия в бизнесе по всей планете.

Охватывая все континенты, страна заявила о себе как о главном поставщике товаров повседневного потребления и мобильной техники.

Кроме того, сырьевой рынок настолько разнообразен, что многие бизнесмены из России стали все чаще открывать и переносить свой бизнес на китайскую территорию.

Налогообложение в КНР для резидентов или нерезидентов мало чем отличается между собой.Основной налог, установленный для бизнеса, является «на прибыль» или Corporate income tax.

Его процент зависит от следующих факторов:

  1. для стартапов, новых компаний – 15%;
  2. для малого бизнеса с низкой рентабельностью – 20%;
  3. для предприятий, действующих свыше одного года – 25%.

Для расчета применяется прямой или косвенный метод, чаще всего китайские предприниматели используют второй вариант, он более простой и эффективный. Расчетный период начинается с 01 января и заканчивается 31 декабря.Формула прямого метода:

  • Облагаемый доход = Валовый – Не облагаемый – Налоговый – Вычеты – убытки предыдущего года (при их наличии).
  • Corporate income tax = Облагаемый доход *15%/20%/25%.

Формула косвенного метода:

  • Облагаемая прибыль = Валовая ± Корректировки ± Прибыль, компенсирующие убытки предыдущего года.
  • Corporate income tax = Облагаемая прибыль *15%/20%/25%

Налог на добавленную стоимость в КНР уплачивается с реализованных товаров и работ, но такого рода деятельность как оказание услуг, передача недвижимости, НМА, облагаются «налогом с предпринимательской деятельности». На данном этапе рассматривается законопроект о ликвидации второго варианта, чтобы все налогоплательщики придерживались единому исчислению НДС.По условиям сегодняшней налоговой политики существует два типа плательщиков:

  • Обычные – это когда налогооблагаемый доход превышает 500 тыс. и 800 тыс., и в расчетах минусуется входящий налог на добавленную стоимость. Под входящим НДС понимают – данные инвойсов реализованной продукции, работ, таможенной декларации, документа от нерезидентов с отраженным НДС, согласованный с китайским налоговым органом. Для обычных плательщиков применяется налоговая ставка от 3-16%.
  • Малые – это производители с выручкой меньше 500 тыс. юаней и торговые компании с реализацией меньше 800 тыс. юаней. Налоговая ставка 3%. Данная категория предпринимателей при выплате суммы НДС в госбюджет, не вычитывает НДС от поступлений, также они не имеют право претендовать на освобождение от его уплаты.

Послабления есть у экспортных компаний, их реализация товаров не облагается НДС.

Также принята отдельная ставка для проданного самортизированного основного средства – 2%. Для компаний, занятых в сельском хозяйстве – 13%.Система налогообложения физических лиц, являющихся иностранцами была изменена в 2018 году. Потому с начала 2020 года нерезиденты рассматриваются налогоплательщиками в двух вариантах:

  1. в том случае, если иностранец работает свыше 183 дней в году, то налогооблагаемый доход учитывается даже тот, который был получен в иных государствах.
  2. если иностранец работает на территории КНР не больше 183 дней в году, то подоходный или Income tax берется только с доходов, фактически полученных в Китае;

К основным статьям заработка для иностранцев, подлежащих исчислению Income tax относятся:

  • Роялти, дивиденды, доход от ценных бумаг.
  • Прибыль от лизинга, сдачи в аренду недвижимости, имущества.
  • Заработная плата, выплаченная работодателем.
  • Сумма, полученная с продажи недвижимости.

Процентная ставка подоходного налога на зарплату иностранца рассчитывается по прогрессирующей шкале с определенным вычетом:

  1. от 35 до 55000 – 30%, – 4410;
  2. от 25 до 35000 – 25%, – 2660;
  3. от 12 до 25000 – 20%, – 1410;
  4. от 55 до 80000 – 35%, – 7160;
  5. от 0 до 3 тысяч юаней ежемесячного заработка – 3%, с вычетом – 0;
  6. больше 80000 – 45%, – 15160.
  7. от 3 до 12000 – 10%, – 210;

В Китае налог на имущество делится: на недвижимость, на приобретение транспортного средства, на переход прав.

Они распространяются не только на резидентов, но также на инвесторов-нерезидентов и иностранных физлиц.В ближайшие годы в КНР будет проведена новая налоговая реформа по изменению размера ставок на недвижимость. Налоговый контроль будет передан территориальным органам – так Правительство планирует добиться сбалансированности цен на жилье между регионами. В планах, чтобы население не больших городов платило меньше сборов, чем население мегаполисов.

Но сегодня, пока что, действует общепринятая ставка 1,2% от оценочной стоимости помещения. Если недвижимость сдается, то применяется 12% к годовой сумме ренты. В некоторых ситуациях ставку снижают до 4%, но для этого нужны определенные причины.Сбор за приобретение транспортного средства также относится к обязательствам предпринимателей.

Если фирма приобрела транспортную технику, то каждую единицу должна отразить в бухгалтерском балансе и оплатить сумму, исчисляемую по действующим ставкам. Для нового ТС установлена – 10%, для поддержанного – 0%.Переход права собственности, касается передачи зданий, помещений, сооружений, земельного участка новому владельцу, вместе с этим он получает дополнительную налоговую базу. Следовательно, преемник платит в бюджет от 3-5% от оценочной стоимости имущества.Компании, индивидуальные предприниматели и физические лица, имеющие коммерческую или пассажирскую технику, обязаны ежегодно платить транспортный налог.

В число ТС входят: автомобили, автобусы, грузовые авто, морские суда и прочее. Исчисление зависит от вида транспорта:

  1. за пассажирский платят от 60,0 до 320,0 юаней за единицу;
  2. за грузовой – от 16,0 до 60,0 юаней/тн;
  3. по судну берется от 1,5 до 5,0 юаней/тн.

Применяется такая формула:

  • ТН для пассажирских и грузовых авто = Количество ТС или нетто-тоннаж × Сумму сбора за единицу
  • ТН для судна = Нетто-тоннаж или грузоподъемность × сумму сбора за единицу

Налоговая система в Китае предусматривает исчисление прогрессивного налога с физических лиц, являющихся резидентами.

С учетом последних изменений в 2021 году для расчета Income tax resident применяются ставки от 3-45%.Кроме того, принимается во внимание годовой стандартный вычет 60000 юаней или ежемесячный от 3500-5000, и вычет по прогрессивной шкале.

В качестве оборота берется заработная плата, вознаграждения, роялти.Чтобы рассчитать сумму Income tax resident к выплате, обращаются к данным следующей таблицы:

  1. с 144 001 – 300 000 RMB – 20%, – 16 920;
  2. c 660 001 – 960 000 RMB – 35%, – 85 920;
  3. с 36 001 – 144 000 RMB – 10%, – 2 520;
  4. с 300 001 – 420 000 RMB 25%, – 31 920;
  5. свыше 960 000 RMB – 45%, – 181 920.
  6. с 420 001 – 660 000 RMB 30%, – 52 920;
  7. с дохода 0 – 36 000 RMB удерживается 3%, минус 0;

Если годовой оклад работника 140 тыс., порог освобождения 60 тыс., то расчет будет таковым:

  1. к выплате Income tax resident за месяц = ((80 тыс.*10%) – 2520)/12=457 юаней.
  2. налогооблагаемый доход = 140 000 – 60 000 = 80 000,

Наряду со стандартным налогообложением в Китайской Республике есть и другие более интересные сборы, например, налог на детей, который больше нигде не применяется. Как известно, численность населения в КНР очень высокая – 1,404 млрд.

человек, ранее власти пытались ее снизить путем наложения запрета на второго ребенка. Тогда китайским семьям разрешалось иметь только одного ребенка. Но быстрый рост экономики повлиял на новое решение.С 01 января 2016 года гражданам Китая все-таки разрешили завести второго малыша.

Но несмотря на это многие китайцы уже не торопятся увеличивать состав семьи. На что государство решило применить новые меры и исправить ситуацию любым способом. Ученые по вопросам демографии уже отправили в специальную службу документ на рассмотрение.

В нем сказано, что граждане, которые не завели к 40 годам второго ребенка обязаны заплатить специальный сбор, но из-за всеобщего возмущения проект отложили до лучших времен. В то же время не снят закон о запрете на третьего малыша – некоторые нарушители выплачивают в казну государства штраф $3500.Китайская Народная Республика наряду со своими административными центрами Гонконгом и Макао довольно многогранная. На их территориях развиваются различные отрасли, что само собой расширяет налогообложение.

На сегодняшний день числится шесть косвенных налогов и одиннадцать прямых, непосредственно связанных с доходами юридических и физических лиц.К необычным сборам в Китае можно отнести:Налогооблагаемая база:СтавкаПримечание– на выигрыш в казино0%На материке запрещены азартные игры, разрешено на территории Макао.– на выигрыш в лотереи20%Действует китайская лотерея благосостояния.– сбор на собак500-1000 юанейВ первый год за питомца платят 1000 юаней, в последующем 500.– на роскошьот 10%Автомобили, брендовые часы, компьютерная и мобильная техника от корпорации Apple, другое.– на производство и реализацию табака20%Табак самая распространенная отрасль в стране.– гербовый налог0,30%За оформление официального документа.– возврат налога9-13%Tax free, возвращаемый в аэропорту иностранцам.Согласно последним реформам введены дополнительные вычеты, способствующие снижению налогооблагаемого дохода для физических лиц.

Изменения связаны с личными обстоятельствами граждан и носят индивидуальный характер. В 2021 году, если налогоплательщик имеет:

  1. арендные платежи, то вычитается 800-1000 CNY в месяц;
  2. ипотечное кредитование, то минусуется 12000 CNY в год;
  3. на медицинское страхование 60000 CNY в год;
  4. поддерживает престарелых родителей, то минус 2000 CNY в месяц.
  5. затраты на образование ребенка, то высчитывается 1000 CNY в месяц;

Также Правительство Китая частично освободило физических лиц от исчисления Income tax.

К необлагаемым оборотам относят:

  1. страховые выплаты;
  2. пенсионные выплаты;
  3. социальные пособия.
  4. премиальный фонд;
  5. надбавку к заработной плате;
  6. вознаграждения за особые заслуги;

По сравнению с Китаем, в России ставки в большинстве случаев фиксированные, в азиатском государстве наоборот предпочтение отдается прогрессирующим, что очень схоже с европейскими стандартами.В таблице сравниваются налоговые ставки между Китаем и Россией:Налог:КНРРФ– на прибыль15-25%20%– на предпринимательскую деятельность3-20%–– подоходный с физ.

лиц3-45%13%– подоходный с ИП5-35%13%– подоходный для самозанятых20-40%13%– имущество3-5%2,20%– недвижимость1,2-12%0,1-2%– НДС2-16%0-20%– с потребителя3-50%–Китайское налоговое законодательство считается самым суровым в мире, тем более штрафы иногда лишь часть наказания.

Правительство КНР в жесткой форме требует порядок во всем и устанавливает штрафы не щадя налогоплательщиков. Если у налогоплательщика имеется задолженность, то к сумме долга добавляется штраф в 5-кратном его размере. В случае большой задолженности предусмотрено судебное разбирательство, что часто приводит к серьезным последствиям.ВконтактеFacebookTwitterОдноклассникиМой мирЭто интересно: Автор:

� Китай снижает налоги, а Россия повышает.

Кто прав?

2 декабря 20205,2 тыс. прочитали1 мин.5,9 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы5,2 тыс.

прочитали до концаЭто 88% от открывших публикацию1 минута — среднее время чтенияНедавно на канале была статья о налоговой нагрузке на бизнес в России. Если коротко, то она у нас выше среднемировой, а за последние десять лет выросла более чем в два раза. Ссылка на статью будет в конце.Китай сегодня.

Ссылка на статью будет в конце.Китай сегодня. Фото pxhere.comА вот Китай, оказывается уже который год снижает ставки налогов! Например, в этом году они понизили НДС до 9-13%, в зависимости от вида деятельности.

Причем для малых предприятий есть порог, ниже которого они вовсе не платят НДС, и он тоже был повышен.Вообще в Китае очень сбалансированная налоговая система. Судите сами: дифференцированные ставки НДС, необлагаемый минимум, прогрессивный НДФЛ, у которого тоже есть необлагаемый минимум, очень много вычетов (образование, медицина, платежи по жилищному кредиту).Так, НДФЛ в зависимости от суммы дохода может составлять от 3 (!) до 45%.

При этом, при доходе менее 5000 юаней (по текущему курсу, это 45600 руб.) налог и вовсе платить не нужно. Незабываем дешевые продукты питания и одежду.Для справки: Россия по налоговой нагрузке на фонд оплаты труда обогнала среднемировые значения более чем в 2 раза! А платит эти налоги бизнес, причем малый бизнес наравне с крупными корпорациями — те же 13% НДФЛ и взносы 30%.

Зачем правительство Китая снижает налоги? Ответ вполне очевиден — стимулирование роста экономики за счет увеличения потребления.

Ведь высвободившиеся средства будут направлены гражданами и бизнесом на покупку товаров и услуг внутри страны.Зачем в России повышают НДС до 20%, отменяют ЕНВД (фактически в разы повышая налоги на мелких предпринимателей) и отказываются от прогрессивной шкалы НДФЛ? Не знаю. Может быть они знают то, чего не знают китайцы и скоро нас ждет взрывной экономический рост?Спасибо, что дочитали! Пожалуйста,� и следите за тем как я строю самую позитивную сеть фотоцентров!

Не забудьте поставить палец вверх — вам не сложно, а мне приятно!� Малому бизнесу очень нужна ваша поддержка!

Налоги в Китае: что нужно знать российскому предпринимателю, открывающему бизнес в Поднебесной

Идея построить бизнес на перепродаже китайских товаров не нова.

Однако такая незатейливая бизнес-модель не теряет своей актуальности.
Аргументов в пользу сотрудничества с Китаем можно привести множество, ограничимся самыми основными.

  • Местные предприятия предлагают гибкую линейку цен, производя товары от совсем бюджетных до дорогостоящих позиций европейского качества. Импортируя товары отсюда, вы можете занять сразу несколько ценовых ниш.
  • Ни для кого не секрет, что наши государства являются друзьями, партнерами и активно развивают двусторонние отношения в политике, культуре и бизнесе. Обе стороны способствуют предпринимателям, которые за счет своей деятельности укрепляют процесс налаживания деловых связей, поэтому направление очень перспективное.
  • Постоянно совершенствуется экспортный менеджмент. Как известно, Китай — это фабрика мирового масштаба, поэтому система производства и поставок товара здесь отлажена до автоматизма.
  • Поднебесная постоянно расширяет свои производственные возможности и осваивает все новые ниши. Здесь вы найдете товары практически любой категории: от резинок для волос до промышленного оборудования.

В этой статье поговорим об открытии торговой компании на территории Китая с целью экспорта товаров в Россию.

С какими налогами столкнется российский предприниматель, решивший организовать такое дело, рассказала Ольга Коновалова — эксперт по бизнесу с Китаем и основатель Торгового Дома «Цайшень».Основные налоги для бизнеса в Китае:Вид налога СтавкаСрок уплаты Налог на прибыль 25% 1 раз в год Налог на дивиденды 20% 1 раз в год Гербовый сбор (от суммы всех контрактов за год) 0,03% 1 раз в год НДС 13% каждый месяц Социальное страхование сотрудников 37,66% каждый месяц Накопительный фонд или налог на недвижимость (в дополнение к соцстрахованию) 14% каждый месяцНалог на прибыль в Китае составляет 25%, и компания должна заплатить его до 31 мая.
С какими налогами столкнется российский предприниматель, решивший организовать такое дело, рассказала Ольга Коновалова — эксперт по бизнесу с Китаем и основатель Торгового Дома «Цайшень».Основные налоги для бизнеса в Китае:Вид налога СтавкаСрок уплаты Налог на прибыль 25% 1 раз в год Налог на дивиденды 20% 1 раз в год Гербовый сбор (от суммы всех контрактов за год) 0,03% 1 раз в год НДС 13% каждый месяц Социальное страхование сотрудников 37,66% каждый месяц Накопительный фонд или налог на недвижимость (в дополнение к соцстрахованию) 14% каждый месяцНалог на прибыль в Китае составляет 25%, и компания должна заплатить его до 31 мая. Иногда налоговая инспекция устанавливает сроки самостоятельно, и они могут быть изменены.

Для некоторых малорентабельных предприятий существует пониженная ставка 20%.

Льготная ставка 15% также предусмотрена для предприятий из сфер высоких технологий, биомедицины и науки.Налог на дивиденды будем платить, соответственно, при выводе дивидендов — здесь все стандартно.Социальное страхование сотрудников. Сумма распределяется между работодателем и сотрудником в таком соотношении: на компанию приходится 27,16%, а на работника — 10,5%.

Здесь существуют зафиксированные пределы: нижний предел составляет 1856 юаней, верхний — 9277 юаней. В этот пакет входят пенсионное и медицинское страхование, страхование от безработицы, травматизма и рождаемости.Распределение соцстрахованияКомпания, ставка (%)Сотрудник, ставка (%) Пенсионное страхование 16% 8% Медицинское страхование 9,50% 2,00% Страхование безработицы 0,50% 0,50% Страхование травматизма 0,16% 0 Страхование рождаемости 1,00% 0 Итого 27,16% 10,50%Накопительный фонд, или налог на недвижимость.

В России аналогичного налога нет — тем интереснее.

Здесь также имеет место распределение сумм между сторонами: 7% платит компания, 7% — сотрудник. Этот фонд создается для ситуации, когда работник захочет купить жилье и воспользоваться ипотечным кредитом. По задумке, именно из данного фонда государство будет брать финансы для погашения процентов за заемщика.

Хитрость заключается в том, что налог платит каждый, а вот ипотечный кредит одобрят далеко не всем желающим китайцам.

Нижний предел составляет 338 юаней, верхний — 3 290 юаней.

Отдельно рассмотрим НДС. Если вы открываете компанию, которая будет работать исключительно на экспорт продукции из Китая, то НДС вы платить не будете, а, наоборот, будете возвращать НДС после продажи товара за границу. Возврат НДС в Китае работает четко, как часы, главное — подтвердить все документы.

Возврат НДС в Китае работает четко, как часы, главное — подтвердить все документы. Такая система разработана для поощрения экспорта из Китая и привлечения к сотрудничеству большего числа иностранных предпринимателей.

Ставки возврата НДС разные — от нуля до 13%. Ежегодно эти ставки пересматриваются. Если государство считает, что объемы экспорта какого-то вида товара надо увеличить, то могут поднять ставку до максимальной или, наоборот, снизить.

На некоторые виды товаров и природные ресурсы (например, ферромарганец, боксит) есть заградительная пошлина. То есть экспортировать их невыгодно, вы уплатите НДС при покупке внутри Китая в полном объеме, получите нулевой возврат и вдобавок заплатите налог при вывозе из страны.

Но если ваша компания будет заниматься торговлей внутри Китая, то платить НДС будете в размере 13%. Еще два года назад ставка НДС была 17%, но за два года правительство КНР понизило ее два раза — сначала до 16%, затем до 13%, таким образом они стимулируют экономику и компенсируют потери от снижения ВВП.

Для малых предприятий существует ставка НДС 3%.Подоходный налог в Китае, в отличие от России, считается по прогрессивной шкале в зависимости от суммы дохода. Также отличие от России в том, что считается этот налог только от дохода, то есть за минусом всех налогов, а не с полной заработной платы.

Есть минимальный порог, который не облагается доходом, — 5000 юаней в месяц.

То есть люди, получающие менее 50 000 руб.

в месяц, НДФЛ не платят — довольно справедливо для малообеспеченных граждан.Годовой доход (юань)Ставка, % менее 36 000 3 36 000 — 144 000 10 144 000 — 300 000 20 300 000 — 420 000 25 420 000 — 660 000 30 660 000 — 960 000 35 более 960 000 45 Вот, пожалуй, и все, что стоит знать предпринимателю на первом этапе планирования бизнеса совместно с Китаем.

Несмотря на все эти внушительные цифры, разобравшись, можно понять, что бизнес с Поднебесной выгоден. Планируйте бизнес самостоятельно или обращайтесь за консультацией к профессионалам — в любом случае, Китай встретит вас дружелюбно и пойдет навстречу в организации вашего собственного дела.
«» : Теги:

  1. , эксперт в вопросах построения бизнеса с Китаем, основатель Торгового Дома «Цайшень»

Сравнительный анализ систем НДС в России и Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сравнительный анализ систем НДС в России и Китае1 Ольга Карпова, Игорь Майбуров Уральский государственный экономический университет, г.

Екатеринбург, Россия Информация о статье Поступила в редакцию: 15.03.2018 Принята к опубликованию: 26.03.2018 УДК 336.02 JEL H25, Н87 Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, система НДС, экспортный НДС, возмещение НДС. Keywords: value-added tax, VAT system, export VAT, VAT refund.

Аннотация Даётся сравнительный анализ моделей систем налога на добавленную стоимость (НДС) в России и Китае.

Актуальность данной темы обусловлена стремительным развитием российско-китайских интеграционных процессов. Тенденция к более тесному сотрудничеству объясняется, с одной стороны, переориентацией России с Европы на Азию, а с другой — усилением Китая и развитием масштабного проекта Нового шелкового пути (НШП).

С помощью метода сравнительного анализа определены наиболее сильные и наиболее уязвимые элементы российский и китайской систем НДС.

Приведены ключевые выводы. Comparative analysis of VAT systems in Russia and China Ol’ga Karpova ,Igor Mayburov iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Abstract This article describes the comparison of the model system of value added tax (VAT) in Russia and China.

The relevance of this topic is due to the rapid development of Russian-Chinese integration processes.

The tendency towards closer cooperation is explained on the one hand by the reorientation of Russia from Europe to Asia, and on the other hand, by the strengthening of China and the development of a large-scale project of the New Silk Road (NSR). The strongest and most vulnerable elements of the Russian and Chinese VAT systems were determined using the comparative analysis method. In the final part of the article the key conclusions are given.

DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2018-2/68-76 1 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-22-21001

«Стимулирование развития экономического пояса «нового Шелкового пути»

: синхронизация налоговых инструментов и таможенных процедур».

Введение Система косвенного налогообложения в Китае вплоть до 2016 г.

оставалась раздвоенной: товарный сектор облагался НДС, а сектор услуг — бизнес налогом (ВТ). В 2012 г. стартовала налоговая реформа, в ходе которой все организации сферы услуг должны были постепенно перейти с ВТ на НДС. На первом этапе применение НДС в новых секторах было введено как экспериментальная программа в отдельных провинциях.

Затем произошла постепенная замена налога на территории всей страны.

К 1 мая 2016 г. пилотная программа по внедрению НДС была успешно завершена и ВТ для сферы услуг был упразднен.

Характерной особенностью системы НДС в Китае является то, что в разных провинциях единые законодательные нормы трактуются по-разному. Более того, местные власти могут вводить дополнительные положения, которые могут упростить или усложнить жизнь налогоплательщиков. В России система косвенного налогообложения, как, впрочем, и вся система налогообложения, строилась по образу и подобию Европы.

В 1992 г. был принят закон «О налоге на добавленную стоимость», который применялся вплоть до 2001 г., когда вступил в действие Налоговый кодекс РФ [1]. Российское законодательство устанавливает единые для всей территории страны требования к порядку исчисления и уплаты НДС.

Местные власти не могут вводить собственные регламенты.

В части НДС законодательство не претерпевало значительных изменений с 2001 г.

Стоит отметить, что рынок КНР является привлекательным, но достаточно закрытым для иностранных компаний.

В частности, экспортеры продовольственных товаров из России сталкиваются с процедурой длительной проверки на границе со стороны китайских таможенных служб. Ввиду ограниченного срока хранения продукции большинство товара портится, а экспортеры несут значительные убытки. Здесь требуется комплексный подход.

С одной стороны, необходимо заключение межправительственных соглашений, с другой — поддержка экспортеров.

Вопрос сравнительного исследования налоговых систем России и Китая, в частности в области НДС, не является новым. Налоговые системы двух стран изучались многими экономистами: И.А.

Майбуровым, Л.А. Крамаренко, С.П. Савинским, Лю Вэньге и Чжу Синлун [2-5]. Методология Данное исследование базируется на гипотезе: результаты изучения законодательных основ китайской системы косвенного налогообложения могут быть положены в основу при разработке мер стимулирования торговых отношений между Россией и Китаем.

Современное состояние систем НДС в России и Китае рассматривается посредством сравнительного подхода, который позволяет провести анализ двух систем на широком и общем уровне без обращения к узкой специализации.

Цель работы заключается в выявлении различий в системах НДС с предложением возможных вариантов их сглаживания. Объекты исследования — системы НДС в РФ и КНР — будут сопоставлены по следующим направлениям: органы государственной власти, законодательная база, ставка налога и плательщики НДС, возврат экспортного НДС.

Для повышения качества результатов были выбраны те критерии анализа, которые позволяют получить достоверную информацию. Период исследования — 1991-2016 гг.

Особое внимание уделяется современному положению дел.

Структура статьи построена по схеме «шаг за шагом» [6], т.е. по каждому из заявленных параметров приводится информация о системе НДС в одной стране, затем следует описание другой страны. Анализ результатов исследования Органы государственной власти.

Налогообложение в Китае регулируется Государственной администрацией по налогам (ГАН), Министерством финансов (МФ) и местными налоговыми органами. Кроме того, могут привлекаться иные заинтересованные министерства и ведомства. Министерство финансов — это национальный исполнительный орган Центрального Народного Правительства.

В ведомстве МФ находится ГАН — высший налоговый орган Китая.

Местные налоговые бюро, в свою очередь, осуществляют сбор налогов на местном уровне и консультирование налогоплательщиков. В России данное направление курируют Министерство финансов (МФ), Федеральная налоговая служба (ФНС), которой подчинены территориальные налоговые органы. На первый взгляд, системы двух стран имеют большое сходство.

В России МФ — это Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране.

К исполнительной власти также относится ФНС. Территориальные налоговые органы реализуют функции ФНС на местах (управления ФНС по субъектам РФ).

Помимо этого, одной из основных функций ФНС является регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В Китае же для открытия компании необходимо получить разрешение в Министерстве торговли и Государственной администрации индустрии и торговли. Если деятельность будущей компании входит в число приоритетных направлений развития экономики КНР, потребуется получить дополнительное разрешение на работу в Национальной комиссии по развитию и реформам.

Для небольшого бизнеса подойдут провинциальные отделения комиссии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Таким образом, в РФ территориальные налоговые органы, по сути, являются проводниками политики ФНС и доносят до плательщиков смысл политики федерации; в Китае деятельность налоговых бюро сильно зависит от провинции.

Постановления вышестоящих органов не всегда интерпретируются одинаково, а налоговые бюро достаточно свободны в выработке собственной линии поведения при осуществлении возложенных на них функций (см. рисунок). По результатам рассмотрения первого критерия выявлено, что на территории КНР возможны несоответствия в работе налоговых органов местного уровня в разных провинциях.

В рамках действующего законодательства вполне вероятен выпуск дополнительных нормативно-правовых актов, разработанных для отдельно взятой провинции или города. Поэтому общей рекомендацией предпринимателей как резидентов, так и нерезидентов материкового Китая является консультация в местной налоговой инспекции перед началом и в ходе ведения коммерческой деятельности [7].

Законодательная база. В России законодательство в области налогообложения достаточно унифицировано.

Главным документом выступает налоговый кодекс РФ (НК РФ): Налоговый кодекс РФ (гл. 21) устанавливает единые правила для всех плательщиков НДС вне зависимости от региона пребывания. В КНР в качестве основного документа действует «Временное положение о НДС».

Кроме этого, в области НДС существует еще 10 нормативно- правовых актов, выпущенных разными ведомствами. В 2016 г. все налогоплательщики КНР перешли с налога на бизнес (ВТ) на НДС.

Реформа охватывала в основном услуги, нематериальные активы и недвижимые объекты. Органы государственной власти России и Китая в области налогообложения Сравнение по данному критерию вновь демонстрирует сложную организацию законодательной основы НДС в КНР. Недавняя реформа косвенного налогообложения нацелена на упрощение порядка исчисления и взимания косвенных налогов и впоследствии может способствовать росту привлекательности Китая как территории организации бизнеса для иностранных предпринимателей.

Ставки налога и плательщики НДС. Ставки по НДС в России едины для юридических лиц, которые находятся на общей системе налогообложения.

При исчислении налога во внимание не принимаются размер уставного капитала, объем выручки.

Предприятия могут избежать уплаты НДС, только перейдя на другую систему налогообложения.

Что касается КНР, то для плательщиков НДС принято деление на две категории — общие и малые [8]. Ставка НДС для общих налогоплательщиков может быть равна 0 %, 6 %, 11 % или 17 %, малые налогоплательщики работают по ставке 3 % и не имеют права выдавать счета-фактуры по НДС и экспортировать товары и услуги. В 2012 г. в Китае было выпущено так называемое Уведомление № 227, которое содержит условия отнесения компаний к определенной категории для новых и действующих компаний, а также вводит перечень требований для перехода налогоплательщика из категории в категорию [9].

В России организации самостоятельно один раз в год определяют режим налогообложения, по которому они будут работать. Возможны следующие варианты: общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения. Предусмотрено три ставки НДС: 18 %, 10 % или 0 % (см.

таблицу). Ставки НДС в России и Китае Россия Китай Общая ставка НДС 18 %: для товаров и услуг, не включенных в перечень облагаемых по ставке 10% или 0% 17 %: для товаров (услуг) КНР и импортных товаров, в том числе при предоставлении услуг по ремонту, обновлению и переработке, а также при лизинге движимого имущества 10 %: продовольственные товары; товары для детей; периодические печатные издания; книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой; медицинские товаров и некоторые импортируемые товары; услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа 11 %: продажа или импорт товаров первой необходимости (например, сельскохозяйственной продукции, воды, газа); транспортные услуги, почтовые услуги, основные телекоммуникационные услуги, строительные услуги, лизинг недвижимости, продажа недвижимости, передача прав на землю iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 6 %: некоторые виды телекоммуникационных услуг, финансовых услуг, современного сервиса (за исключением услуг аренды), бытовых услуги, продажи нематериальной собственности (за исключением передачи права пользования на земельные участки) 0 %: при экспорте и реализации товаров (работ, услуг: по международной перевозке товаров, в области космической деятельности, драгоценных металлов, построенных судов, транспортных услуг (по списку) 0 %: экспортные товары; услуги по ремонту, модернизации и переработке; международные транспортные услуги, услугах по транспортировке космических аппаратов; экспортные услуги, которые полностью потребляются за пределами Китая (проведение исследований и НИОКР; заключение контрактов на энергоэффективность; услуги по дизайну; производство и распространение радио-, кино- и телевизионных программ; поставка программного обеспечения; проектирование и тестированию конструкции и т.п.) В России общая ставка НДС выше китайской, но количество ставок меньше. Применение ставок также различается по одинаковым группам товаров и услуг.

Например, строительные услуги в России облагаются ставкой в 18 %, в то время как в Китае к ним применяется ставка 10 %.

Возврат экспортного НДС. В России возврат экспортного НДС в полном объеме может получить любой налогоплательщик, который подтверждает факт экспорта.

В Китае при подтверждении экспортной операции компания может получить скидку по уплаченному НДС, размер которой варьирует в зависимости от категории товара. В России все экспортные операции облагаются НДС по ставке 0 %, однако нулевая ставка должна быть подтверждена экспортером в течение 180 дней со дня регистрации экспортной декларации. Для этого в налоговую службу должны подаваться следующие документы (или реестры документов): контракт (копия контракта) налогоплательщика, заключенный с иностранным лицом на поставку товара (припасов); таможенная декларация (ее копия); копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров; посреднический договор (если экспорт осуществляется через агента).

Данный перечень не является закрытым, и налоговая служба вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие факт экспорта. Кроме того, экспортер должен быть резидентом РФ и находиться на общей системе налогообложения.

В зависимости от величины уплаченного в бюджет НДС может применяться ставка для возврата 10 % или 18 %.

Процесс рассмотрения документов длится не более трёх месяцев.

При положительном решении производится зачисление сумм НДС на банковский счет организации или средства идут на покрытие штрафов или в счет обязательных платежей будущих периодов.

При отказе в возмещении производятся начисление и уплата сумм НДС, а также пени за просрочку уплаты налога.

Также НК РФ предусматривает возможность заявительного порядка возмещения НДС для некоторых категорий налогоплательщиков. Преимущество данного порядка состоит в том, что налоговый орган принимает решение о возмещении сумм налога в течение 5 дней после подачи соответствующего заявления налогоплательщиком (т.е.

до окончания камеральной проверки). В Китае экспортные операции облагаются НДС также по ставке 0 %, но сумма возмещения по уже уплаченному на внутреннем рынке НДС не всегда в полной мере покрывает затраты экспортера. Применяется система скидок по НДС для различных категорий товаров (от 6 до 17 %).

Правительство использует данную систему в целях регулирования экспорта.

Например, не допускается возврат НДС товарам, запрещенным к экспорту (мускус, безоар (камни в камнях), медь, платина, сырая нефть и дизельное топливо). В таком случае экспортер получает только нулевую ставку НДС при реализации товаров (услуг) за границу без права возмещения уже уплаченных сумм налога.

Получить скидку по НДС может компания — общий налогоплательщик, зарегистрированный на территории материкового Китая, имеющий лицензию экспортера, аккредитацию в налоговых органах и валютную выручку (можно в офшоре).

У экспортера есть 90 дней со дня регистрации экспортной декларации для подачи заявления на предоставление скидки по НДС. К заявлению прикладываются оригиналы следующих документов: таможенная декларация; счет-фактура; экспортный контракт; упаковочный лист; внутренние накладные и счета-фактуры; документы из банка, подтверждающие наличие валютной выручки; экспортная страховка; посреднический договор — если реализация товара проводилась через агента.

Могут быть запрошены дополнительные документы, которые должны быть предоставлены до 15-го числа месяца, следующего за месяцем получения запроса из налогового бюро. На основе предоставленных документов налоговое бюро классифицирует экспортера как государственную, производственную или торговую компанию.

Класс экспортера напрямую влияет на срок рассмотрения документов и принятия решения (от 1 до 6 месяцев). При положительном решении производится зачисление сумм НДС на банковский счет организации. При отказе в подтверждении экспортной операции сделка признается внутренней, НДС уплачивается в полном объеме.

Выбор оптимальной системы НДС С 1992 г. в России используется европейская модель НДС, которая считается классической.

Подобный выбор был обусловлен двумя факторами: 1) проработанностью модели и возможностью сравнительно быстро адаптировать модель к экономическим условиям новой России; 2) перспективой установления торгового сотрудничества со странами Европы, для которых подобного рода организация налогообложения достаточно ясна.

В Китае же в ходе реформы косвенного налогообложения назрел вопрос о смене модели НДС, которая действует с 1979 г. [10]. Модель НДС оценивается как несовершенная ввиду узкой налоговой базы, неполного охвата среди отраслей экономики и несовершенным механизмом государственного регулирования.

Специалисты рассматривают возможность пойти по так называемому «российскому пути»: принять за основу модель косвенного налогообложения и адаптировать ее к особенностям страны [11].

В качестве базовых моделей рассматриваются система НДС в Европе и система налога на товары и услуги (НТУ) в Новой Зеландии. Между ними имеются два принципиальных различия — структура ставок и количество освобожденных товаров. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Конечной целью реформы налогообложения в Китае является создание современной системы НДС с широкой налоговой базой (по возможности в нее должны быть включены все товары, услуги и недвижимое имущество), но с низкой налоговой ставкой и малым количеством налоговых преференций [12]. По мнению китайских ученых, именно эти характеристики свойственны модели взимания налогов на товары и услуги в Новой Зеландии, которая рассматривалась как более совершенная.

В основе реформы НДС в Китае лежит европейская модель НДС, что говорит о пошаговом характере реформ и постепенном внедрении новых принципов налогообложения в повседневную жизнь китайских налогоплательщиков.

Так, сохранена множественность налоговых ставок (хотя их общее количество и сократилось), широко используются исключения и преференции по уплате НДС. По оценкам специалистов, переход к новозеландской модели может стать следующим шагом Китая на пути к созданию идеальной модели НДС, если сегодняшняя модель не оправдает надежд Госсовета. Заключение В ходе сравнительного анализа выявлены общие черты и различия систем НДС по выбранным критериям.

1. «Органы государственной власти»: для России характерна централизация государственных органов в области налогообложения, для Китая — децентрализация государственных органов в области налогообложения. Полномочия Министерства финансов в России шире, чем полномочия аналогичного ведомства в Китае.

Местные же налоговые органы в Китае имеют большую свободу действий в сравнении с российскими. Налоговые бюро вправе выпускать дополнительные постановления относительно порядка исчисления и уплаты НДС. В России подобная практика не применяется.

2. «Законодательная база»: законодательство в России представлено единым Налоговым кодексом, в то время как в Китае действует не менее 10 нормативно-правовых актов министерств и ведомств разного уровня. 3. «Ставки налога и плательщики НДС»: в России действует три ставки НДС и несколько режимов налогообложения, позволяющих НДС не платить. В Китае применяется пять ставок по НДС в зависимости от категории налогоплательщики (общий или малый) и от категории товара или услуги, которую реализует компания.

4. «Возврат экспортного НДС»: в обеих странах экспорт товаров облагается по ставке 0 %, однако любая экспортная операция должна быть подтверждена в законодательном порядке. Если в России после подтверждения факта экспорта компания может получить возврат ранее уплаченного НДС в полном объеме, то в Китае действует система скидок.

Нормы законодательства Китая достаточно жестки на территории всей страны, за исключением особых экономических зон. Эти территории созданы в целях привлечения и удержания иностранных капиталов, поэтому в них применяются как упрощенные процедуры регистрации для зарубежных компаний, так и особые налоговые режимы.

Для иностранных компаний при организации коммерческой деятельности в Китае целесообразно не только составление бизнес-плана, но и предварительное консультирование с территориальным налоговым органом. Различия, выявленные в ходе исследования различия систем НДС Китая и России, показывают, что внутренний рынок Китая является закрытым для внешних инвесторов. Список источников /References 1.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Москва, 2017. [Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Tax Code of Russian Federation]. Moscow, 2017.] 2. Майбуров И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс.

Москва, ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

[Mayburov I.A. Teoriya nalogooblozheniya.

Prodvinutyy kurs [The Theory of taxation.

Advanced course]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2011.

591 p.] 3. Крамаренко Л.А. Современная российская налоговая система: общая характеристика, этапы возникновения и развития [Kramarenko L.A. Sovremennaya rossiyskaya nalogovaya sistema: obshchaya harakteristika, jetapy vozniknoveniya i razvitiya [Modern Russian tax system General characteristics, stages of occurrence and development]. Available at: viperson.ru>data/200606/ nalogovajsistema-rossii.doc 4.

Савинский С.П. Налоговая система КНР. Финансы, 1996, № 5, сс. 24-28.

[Sav-inskiy S.P. Nalogovaya sistema KNR [Tax system of China]. Finance, 1996, no. 5, pp. 24-28.] iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 5. Лю Вэньге, Чжу Синлун.

Стратегическое регулирование экономической реформы в России в посткризисный период и «Пекинский Консенсус». Россия и Китай: реальность и уроки финансового кризиса.

Санкт-Петербург, Изд-во СПБГУЭФ, 2012, сс. 90-102. [Liu Wenge, Zhu Xinglong.

Strategicheskoe reguli-rovanie jekonomicheskoy reformy v Rossii v postkrizisnyу period i «Pe^ns^ Konsensus».[Strategic regulation of economic reform in Russia in the post-crisis period and «Beijing Consensus»]. Rossiya i Kitay: real’nost’ i uroki finansovogo krizisa = Russia and China: the reality and lessons of the financial crisis].

Saint Petersburg, SPBGUEF Publ., 2012, pp.

90-102.] 6. Волк К. Как написать сравнительный анализ.

Гарвард, Центр письма Гарвардского университета, 1998.

[Walk K. Kak napisat’ Sravnitel’nyy analiz. [How to Write a Comparative Analysis]. Harvard, The Writing Center at Harvard University Publ., 1998.] Available at: https://writingcenter.fas.harvard.edu/pages/how-write-comparative-analysis 7.

Временные нормы и правила КНР O налоге на добавленную стоимость. Пекин, 2008. [Vremennye normy i pravila KNR O naloge na dobavlennuju stoimost’ [Temporary norms and rules of the PRC on value added tax]. Beijing, 2008.] Available at: http://chinalawinfo.ru/economic_law / statute_vat 8.

Гошуйхан. Общий подход к управлению налогоплательщиками НДС. Пекин, 2002. [Guoshuihan. Obshchiy podhod k upravleniyu nalogoplatel’shchikami NDS [General taxpayers VAT accreditation management approach]. Beijing, 2002.] Available at: http://www.gov.cn/flfg/2010-03/05/content_1548021.htm (2002) 9.

Национальное Налоговое Управление Шэньчжэня. Уведомление о национальном налоге. Шенчжэнь, 2012. [Natsional’noe Nalogovoe Upravlenie Shjen’chzhjenja.

Uvedomlenie o natsional’nom naloge [Shenzhen National Tax Office. Notice of Shenzhen National Tax on Recognition]. Shenzhen, 2012.] Available at: https://wenku.baidu.com/view/ea4e3530ee06eff9aef8078a.html 10.

Чжицзюнь Л. НДС заменил налог на ведение бизнеса: крупная налоговая реформа в Китае (Налог на добавленную стоимость). Международный налоговый журнал, 2013, № 17, с.

18. [Zhijun L. NDS zamenil nalog na vedenie biznesa: krupnaya nalogovaya reforma v Kitae (Nalog na dobavlennuyu stoimost’) [VAT replacing business tax: A major tax reform in China (Value Added Tax)]. The International Tax Journal, 2013, no. 17, p. 18.] 11. Юу З. Европейская система НДС: выбор по совершенствованию НДС в Китае.

Журнал субнациональных фискальных исследований, 2013, № 36, c.

37. [Yu Z. Evropeyskaya sistema NDS: vybor po sovershenstvovaniyu NDS v Kitae [European VAT system: A choice of improvement of China’s VAT]. Sub National Fiscal Research, 2013, no.

36, p. 37.] 12. Ху Ю. Восемь проблем в реформировании. Международное налогообложение в Китае, 2011, № 5, с.

6. [Hu Y. Vosem’ problem v reformirovanii rasshirenie NDS vzimanija oblasti v Kitae [Eight challenges in the reform of vat expansion of levying scope in China]. International Taxation in China, 2011, no.

5, p. 6.] Сведения об авторах/About authors Карпова Ольга Михайловна, аспирант кафедры финансового и налогового менеджмента Высшей школы экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет. 620002 Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира 19. E-mail: Olga M. Karpova, graduate student of the Department of Financial and Fiscal management of the Higher School of Economics and Management, Ural Federal University.

19, Mira Street, Ekaterinburg, Russia, 620002, E-mail: Майбуров Игорь Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Высшей школы экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет. 620002 Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира 19. Главный научный сотрудник кафедры «Финансы и кредит», Дальневосточный федеральный университет.

690922 Россия, г. Владивосток, о-в Русский, кампус ДВФУ, корпус G. E-mail: Igor A. Mayburov, Doctor of Economic Sciences, professor, head of the Department of Financial and Fiscal management of the Higher School of Economics and Management, Ural Federal University. 19, Mira Street, Ekaterinburg, Russia, 620002.

Chief researcher of the department «Finance and credit», Far Eastern federal University. Bldg. G, FEFU campus, Russky Island, Vladivostok, Russia, 690922, E-mail: © Карпова О.М., Майбуров И.А. © Karpova О.М., Mayburov I.A.

Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru iНе можете найти то, что вам нужно?


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх