Главная - Автомобильное право - Списание топлива при продаже автомобиля

Списание топлива при продаже автомобиля


Списание топлива при продаже автомобиля

Учет гсм и их естественной убыли


Анонсы 6 июля 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

16 июня 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. УЧЕТ ГСМ И ИХ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ Если у компании есть автотранспорт, она, разумеется, приобретает бензин для его эксплуатации.

Как отразить стоимость ГСМ в учете? Как списать топливо, которым заправлен автомобиль, в случае продажи машины? Как применять нормы естественной убыли ГСМ?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье, подготовленной по материалам книги-справочника «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс». Стоимость приобретенного бензина отражают на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо».

В большинстве случаев топливо покупают водители транспорта при его заправке на АЗС.

В этой ситуации основанием для оприходования бензина служит авансовый отчет водителя, утвержденный приказом руководителя фирмы, и приложенные к нему чеки ККТ, подтверждающие факт покупки.

При этом в подавляющем большинстве случаев водители не получают на АЗС счета-фактуры по купленному топливу. Отметим, что, по мнению Минфина России, в такой ситуации компания не вправе возместить «входной» НДС по этим расходам (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51). В то же время есть ряд судебных решений, в которых изложена противоположная позиция.

Так, Президиум ВАС РФ указал, что «счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога» (постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г.

№ 17718/07). Пример На балансе компании числится легковой автомобиль.

Для его заправки водителю выдано в подотчет 4500 руб. Водителем было приобретено 80 л топлива стоимостью 35,40 руб./л (в том числе НДС – 5,40 руб.). В бухгалтерию представлены чеки ККТ, подтверждающие покупку бензина, в которых выделена сумма «входного» НДС.

Во избежание налоговых рисков компания не принимает к вычету НДС по расходам на приобретение бензина без счета-фактуры.

При выдаче средств, а также оприходовании топлива (на основании авансового отчета водителя и приложенных к нему документов) бухгалтер сделает проводки: Дебет 71 Кредит 50 – 4500 руб. – выданы средства на покупку бензина; Дебет 19 Кредит 71 – 432 руб.

(5,40 руб. х 80 л) – учтен «входной» НДС по бензину; Дебет 10-3 Кредит 71 – 2400 руб.

((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 80 л) – оприходовано топливо; Дебет 91-2 Кредит 19 – 432 руб.

– списан «входной» НДС по бензину. Водитель предоставил путевой лист, согласно которому им было израсходовано 65 л бензина.

Списание топлива бухгалтер оформит записью: Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3 – 1950 руб. ((35,40 руб./л – 5,40 руб.) х 65 л) – списано израсходованное топливо. В случае продажи автомобиля, топливный бак которого заправлен бензином, топливо подлежит списанию.

В договоре купли-продажи должно быть предусмотрено, что в продажную стоимость автомобиля включено и топливо, которым он заправлен. В этой ситуации списание бензина отражают в том же порядке, что и реализацию ГСМ на сторону.

В противном случае фирма списывает бензин в порядке, который предназначен для отражения операций по безвозмездной передаче материалов. Пример На балансе компании числится основное средство – автомобиль.

Его первоначальная стоимость составляет 560 000 руб.

По нему начислена амортизация в размере 220 000 руб. Компания продает машину стороннему лицу. Ее продажная стоимость составляет 448 400 руб. (в том числе НДС – 68 400 руб.). В бак машины заправлено 100 л бензина стоимостью 2800 руб. Операции по реализации транспорта будут отражены записями: Дебет 02 Кредит 01 – 220 000 руб.

Операции по реализации транспорта будут отражены записями: Дебет 02 Кредит 01 – 220 000 руб.

– списана амортизация по машине; Дебет 91-2 Кредит 01 – 340 000 руб. (560 000 – 220 000) – списана остаточная стоимость транспорта; Дебет 62 Кредит 91-1 – 448 400 руб.

– отражена выручка от продажи автомобиля и топлива; Дебет 91-2 Кредит 68 – 68 400 руб. – начислен НДС. Ситуация 1 В договоре купли-продажи предусмотрено, что в рамках договора компания продает как сам автомобиль, так и топливо, которым он заправлен.

Стоимость топлива включена в продажную цену машины (448 400 руб.). Списание топлива отражают проводкой: Дебет 91-2 Кредит 10-3 – 2800 руб. – списана стоимость топлива. Ситуация 2 В договоре купли-продажи не предусмотрено, что в рамках договора компания реализует топливо.

Следовательно, его списание учитывают как безвозмездную передачу. Эту операцию отражают записями: Дебет 91-2 Кредит 10-3 – 2800 руб.

– списана стоимость топлива; Дебет 91-2 Кредит 68 – 504 руб. (2800 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных ценностей.

Если автомобиль приобретен для дальнейшей перепродажи и учтен на счете 41 «Товары», стоимость заправленного в него топлива может быть списана на увеличение фактической себестоимости машины. Такие расходы можно считать затратами на его предпродажную подготовку.

Кроме того, данные затраты могут быть учтены и в составе издержек обращения (счет 44 «Издержки обращения») как расходы, необходимые для проверки качества товаров. Конкретный порядок учета затрат на заправку машины в этой ситуации должен быть определен в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы.

Бензин может быть списан и в результате его естественной убыли. Нормы убыли применяют лишь при выявлении фактических недостач.

Они установлены приказом Минэнерго России от 13 августа 2009 г.

№ 364. Потери могут быть обнаружены при приемке имущества или при проведении инвентаризации. Как отметил Минфин России в письме от 19 апреля 2005 г.

№ 03-03-01-04/1/195, к естественной убыли не относят потери, которые возникли по следующим причинам: – нарушение требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации при хранении и транспортировке; – повреждение тары; – несовершенство средств защиты товаров от потерь; – состояние применяемого оборудования. Также в нормах убыли не учитывают недостачи, связанные с профилактикой резервуаров, ремонтом, а также любые аварийные потери. Кроме того, нормы не применяют в отношении запасов, хранящихся в герметичной таре (запаянных с применением герметиков, уплотнений и др.), а также в резервуарах повышенного давления.

Применять нормы убыли нефтепродуктов могут далеко не все организации. Актуальны данные нормы для нефтебаз (складов, хранилищ), автозаправочных станций (автозаправочных комплексов, топливозаправочных пунктов), объектов нефтепродуктопроводного транспорта (отвода).

Транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ. Для каждого вида товаров установлены свои нормы естественной убыли. Порядок расчета этих лимитов зависит от многих факторов. Так, на величину норм естественной убыли ГСМ влияет, во-первых, то, к какой группе нефтепродуктов они относятся.

Так, на величину норм естественной убыли ГСМ влияет, во-первых, то, к какой группе нефтепродуктов они относятся. Например, бензины автомобильные всех марок, а также газовый конденсат стабильный включены в 1-ю группу.

Керосин для технических целей – в 3-ю, а керосины осветительные всех марок – в 4-ю. Мазуты, а также масла всех марок относятся к 6-й группе. Во-вторых, на норму естественной убыли нефтепродуктов влияет тип емкостей, в которых они хранятся.

Например, выделяют: резервуар наземный стальной, наземный стальной с понтоном, заглубленный. Для некоторых видов нефтепродуктов нормы убыли установлены также и с учетом вместимости этих резервуаров (до 100 м3, от 101 до 400 м3 и т.

д.). В-третьих, на норму убыли влияет срок хранения нефтепродуктов (месяц, более месяца).

В-четвертых, расчет нормы убыли зависит от климатической группы, в которой работает компания.

Таких групп три. Все они перечислены в приложении № 3 к новым нормам естественной убыли.

В частности, к 1-й группе (холодный макроклиматический район) относят Республики Саха (Якутия) и Коми, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую, Мурманскую и Томскую области. Ко 2-й (холодный умеренный макроклиматический район) – Республики Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Забайкальский края, Архангельскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Московскую и Нижегородскую области и др.

В 3-ю группу (теплый умеренный макроклиматический район) входят Республики Калмыкия, Адыгея, Дагестан и Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области и др. И, в-пятых, величина нормы естественной убыли определяется в зависимости от времени года, в течение которого хранятся те или иные виды ГСМ. Выделяют два периода: осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября).

При переходе из одного сезона в другой принимают большую величину убыли нефтепродукта. Если время хранения попадает на разные периоды года, потери исчисляют отдельно по каждому периоду. В случае если температура хранимого запаса нефтепродукта превышает 30°C, независимо от времени года применяют нормы весенне-летнего периода, увеличенные в 1,5 раза (примечание к нормам убыли нефтепродуктов при хранении, утвержденным приказом Минэнерго России от 13 августа 2009 № 364).

Итак, определив норму естественной убыли того или иного нефтепродукта, можно рассчитать его естественную убыль. Для этого необходимо умножить данную норму (она установлена в кг/т) на массу ГСМ в тоннах. В результате получим, сколько килограммов нефтепродукта убывает в месяц естественным путем.

Пример Транспортная компания работает на территории Астраханской области. Фирма имеет собственные емкости для хранения бензина вместимостью 500 м3 каждая.

В период с 1 ноября по 31 декабря (2 месяца в осенне-зимний период) в этих емкостях хранилось 50 т топлива.

В результате инвентаризации была выявлена недостача бензина в размере 45 кг.

Себестоимость 1 кг топлива равна 20 руб.

Рассчитаем естественную убыль топлива в пределах норм. Недостача бензина в первый месяц хранения составила: 50 т х 0,306 кг/т = 15,3 кг. Во второй месяц хранения: (50 т – 0,0153 т) х 0,225 кг/т = 11,25 кг. Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит: 15,3 + 11,25 = 26,55 кг.

Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит: 15,3 + 11,25 = 26,55 кг. Сверхнормативная убыль равна: 45 – 26,55 = 18,45 кг.

Стоимость убывшего бензина составила: – в пределах норм: 26,55 кг х 20 руб./кг = 531 руб.; – сверх норм: 18,45 кг х 20 руб./кг = 369 руб. Виновник сверхнормативной недостачи не установлен. Бухгалтер компании сделает записи: Дебет 94 Кредит 10-3 – 900 руб.

(531 + 369) – списана стоимость недостающего бензина; Дебет 20 Кредит 94 – 531 руб. – недостача бензина списана в пределах норм естественной убыли; Дебет 91-2 Кредит 94 – 369 руб.

– списана сверхнормативная недостача топлива. По материалам книги «Годовой отчет – 2012» издательства «Гарант-Пресс» © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Акт на списание ГСМ

41888 Применение акта на списание горюче-смазочных материалах (ГСМ) происходит на всех предприятиях и организациях, которые имеют на балансе транспортную технику, держат в штате водителей и несут затраты на приобретение необходимых расходных средств для автомобилей. В понятие «горюче-смазочные материалы» входят:

  1. масло,
  2. бензин,
  3. различного рода смазки и т.д.,
  4. тормозная жидкость,

то есть, по сути, все те жидкости, без которых не может обойтись ни одна транспортная единица.

  1. Проверено экспертом
  2. Бланк и образец
  3. Бесплатная загрузка
  4. Онлайн просмотр

ФАЙЛЫ Акт относится к первичной документации и имеет большое значение для бухгалтерского и налогового учета организации.

Он позволяет подсчитать расходы, произведенные компанией на горюче-смазочные материалы, чтобы впоследствии минусовать их из прибыли, снизив таким образом базу налогообложения. Следует отметить, что помимо акта на списания для проведения этой процедуры необходимо иметь еще один документ: путевой лист водителя, который подробнейшим образом отражает сведения о затраченных горюче-смазочных материалах, пройденном километраже, времени, проведенном в дороге и прочие данные.

Путевые листы должны выдаваться в начале рабочего дня, после которого водители обязаны передавать их в бухгалтерию (с авансовым отчетом, в котором регистрируются траты наличных средств, выданных на ГСМ, а также чеками и квитанциями). Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек. Для ее назначения руководитель предприятия выпускает отдельный приказ.

В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, а также материально-ответственное лицо. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов. В задачи комиссии входят сверка фактических расходов ГСМ с установленными в компании нормами (при этом следует отметить, что для каждого вида транспорта они свои и должны утверждаться отдельно), проведение тестовых выездов с водителями для проверки размеров ежедневного расхода горючего, масла и т.п., а также сбор путевых листов за отчетный период.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание комиссии требуется только в крупных организациях, предприятия малого бизнеса могут обходиться без этого: здесь для списания ГСМ достаточно простого решения руководителя фирмы оформленного в письменном виде.

Стандартного унифицированного, обязательного к применению образца акта на списание горюче-смазочных материалов нет. Организации и предприятия имеют полное право выбрать один из двух основных способов:

  1. каждый раз по мере надобности составлять документ в произвольном виде (но это не очень-то удобно),
  2. исходя из своих потребностей разработать шаблон документа самостоятельно (в этом случае его следует утвердить в учетной политике фирмы).

Однако, вне зависимости от того, какой именно вариант оформления бланка акта для списания ГСМ будет выбран, в его заполнении нужно придерживаться некоторых правил.

В частности, в нем надо обязательно указывать:

  1. полный перечень списываемых товаров (с указанием количества и цены).
  2. дату составления документа,
  3. данные о марке и государственном номере автомобиля,
  4. наименование предприятия,
  5. данные о водителе,

При этом информацию о списываемых горюче-смазочных материалах лучше всего оформлять в виде таблицы.

К заполнению акта важно относиться очень внимательно и даже щепетильно, нужно стараться избегать ошибок, не вносить в документ недостоверные сведения, которые могут привести к наказанию со стороны надзорных органов.

Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере. Непреложное условие одно: он должен содержать оригиналы подписей ответственных за списание лиц.

Печать на акте ставить также необязательно, так как с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применения печатей и штампов в своей деятельности. После составления акта на списание ГСМ и принятия его в бухгалтерском и налоговом учете компании, документ передается на хранение в архив предприятия, где он должен содержаться установленное законом время.

  • фактический расход,
  • Вначале акта справа или слева (не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем компании, укзывают название предприятия и дату составления акта.
  • Далее посередине вписывается наименование документа и коротко обозначается его смысл (в данном случае это «списание ГСМ»).
  • их количество (в литрах),
  • Следующее, что нужно отметить: период, за который происходит списание горюче-смазочных материалов, а также марку и гос номер конкретного автомобиля.
  • горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
  • утвержденная на предприятии норма их расходования,
  • В завершение акт следует удостоверить подписями всех членов комиссии с расшифровками автографов.
  • После этого в акт вносится состав комиссии с указанием должностей сотрудников, а также их персональных данных.
  • Под таблицей следует отметить направление расхода: в данном случае, это «нужды организации», а также прилагаемые к акту документы (здесь указаны путевые листы в хронологическом порядке по номерам).
  • стоимость.
  • Ниже идет таблица. В нее вписываются
    • горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
    • их количество (в литрах),
    • утвержденная на предприятии норма их расходования,
    • фактический расход,
    • стоимость.

    В тех строках, которые остаются незаполненными, нужно поставить прочерки.

Убыль бензина: естественная и не очень

Если у компании есть автотранспорт, то она, разумеется, приобретает бензин для его эксплуатации.

Как отразить стоимость ГСМ в учете? Как списать топливо, которым заправлен автомобиль, в случае продажи машины?

Как применять нормы естественной убыли ГСМ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье, подготовленной по материалам книги-справочника издательства «Гарант-Пресс».

Стоимость приобретенного бензина отражают на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». В большинстве случаев топливо покупают водители транспорта при его заправке на АЗС.

В этой ситуации основанием для оприходования бензина служит авансовый отчет водителя, утвержденный приказом руководителя фирмы, и приложенные к нему чеки ККТ, подтверждающие факт покупки.

При этом в подавляющем большинстве случаев водители не получают на АЗС счета-фактуры по купленному топливу. Отметим, что, по мнению Минфина России, в такой ситуации компания не вправе возместить «входной» НДС по этим расходам (письмо Минфина России от 9 марта 2010 г.

N 03-07-11/51). В то же время есть ряд судебных решений, в которых изложена противоположная позиция.

Так, Президиум ВАС РФ указал, что «счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога» (пост. Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17718/07).Мнение специалиста Если в кассовом чеке НДС не выделен отдельной строкой, то материальные ценности приходуются на счета учета имущества по полной стоимости, указанной в первичных документах на приобретение этих ценностей.

Вся стоимость покупки может быть отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Суммы НДС, выделенные в кассовом чеке и не принятые к вычету, не могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль.

Если в кассовом чеке есть запись «в том числе НДС» или «включая НДС», то из произведенных расходов НДС выделяется расчетным путем и при исчислении налога на прибыль не учитывается. Правомерность вычета по НДС на основании кассового чека можно доказать только в судебном порядке. Списание израсходованного бензина производится на основании путевого листа заправленного автомобиля.
Списание израсходованного бензина производится на основании путевого листа заправленного автомобиля.

В этом документе отражают километраж пробега транспорта, количество бензина на начало и конец поездки. Как правило, путевые листы оформляют на каждый день эксплуатации машины. Однако фирма вправе установить для этого и более продолжительный период времени (например, 7 или 10 дней).В.

Молчанов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтерВ. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТПример На балансе компании числится легковой автомобиль. Для его заправки водителю выдано в подотчет 4500 руб.

Водителем было приобретено 80 л топлива стоимостью 35,40 руб./л (в том числе НДС — 5,40 руб.). В бухгалтерию представлены чеки ККТ, подтверждающие покупку бензина, в которых выделена сумма «входного» НДС. Во избежание налоговых рисков компания не принимает к вычету НДС по расходам на приобретение бензина без счета-фактуры.

При выдаче средств, а также оприходовании топлива (на основании авансового отчета водителя и приложенных к нему документов) бухгалтер сделает проводки: Дебет 71 Кредит 50 — 4500 руб. — выданы средства на покупку бензина; Дебет 19 Кредит 71 — 432 руб.

(5,40 руб. х 80 л) — учтен «входной» НДС по бензину; Дебет 10-3 Кредит 71 — 2400 руб.

((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 80 л) — оприходовано топливо; Дебет 91-2 Кредит 19 — 432 руб. — списан «входной» НДС по бензину. Водитель предоставил путевой лист, согласно которому им было израсходовано 65 л бензина. Списание топлива бухгалтер оформит записью: Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3 — 1950 руб.
Списание топлива бухгалтер оформит записью: Дебет 20 (26, 44) Кредит 10-3 — 1950 руб.

((35,40 руб./л — 5,40 руб.) х 65 л) — списано израсходованное топливо.

В случае продажи автомобиля, топливный бак которого заправлен бензином, топливо подлежит списанию. В договоре купли-продажи должно быть предусмотрено, что в продажную стоимость автомобиля включено и топливо, которым он заправлен.

В этой ситуации списание бензина отражают в том же порядке, что и реализацию ГСМ на сторону. В противном случае фирма списывает бензин в порядке, который предназначен для отражения операций по безвозмездной передаче материалов.Пример На балансе компании числится основное средство — автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 560 000 руб.

По нему начислена амортизация в размере 220 000 руб. Компания продает машину стороннему лицу.

Ее продажная стоимость составляет 448 400 руб. (в том числе НДС — 68 400 руб.).

В бак машины заправлено 100 л бензина стоимостью 2800 руб.

Операции по реализации транспорта будут отражены записями: Дебет 02 Кредит 01 — 220 000 руб. — списана амортизация по машине; Дебет 91-2 Кредит 01 — 340 000 руб.

(560 000 — 220 000) — списана остаточная стоимость транспорта; Дебет 62 Кредит 91-1 — 448 400 руб. — отражена выручка от продажи автомобиля и топлива; Дебет 91-2 Кредит 68 — 68 400 руб.

— начислен НДС.Ситуация 1 В договоре купли-продажи предусмотрено, что в рамках договора компания продает как сам автомобиль, так и топливо, которым он заправлен.

Стоимость топлива включена в продажную цену машины (448 400 руб.).

Списание топлива отражают проводкой: Дебет 91-2 Кредит 10-3 — 2800 руб. — списана стоимость топлива.Ситуация 2 В договоре купли-продажи не предусмотрено, что в рамках договора компания реализует топливо. Следовательно, его списание учитывают как безвозмездную передачу.

Эту операцию отражают записями: Дебет 91-2 Кредит 10-3 — 2800 руб. — списана стоимость топлива; Дебет 91-2 Кредит 68 — 504 руб. (2800 руб. х 18%) — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных ценностей.

Если автомобиль приобретен для дальнейшей перепродажи и учтен на счете 41 «Товары», то стоимость заправленного в него топлива может быть списана на увеличение фактической себестоимости машины.

Такие расходы можно считать затратами на его предпродажную подготовку.

Кроме того, данные затраты могут быть учтены и в составе издержек обращения (счет 44 «Издержки обращения») как расходы, необходимые для проверки качества товаров. Конкретный порядок учета затрат на заправку машины в этой ситуации должен быть определен в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы. Бензин может быть списан и в результате его естественной убыли.

Нормы убыли применяют лишь при выявлении фактических недостач. Они установлены приказом Минэнерго Росси от 13.08.2009 N 364.

Потери могут быть обнаружены при приемке имущества или при проведении инвентаризации. Как отметил Минфина России в письме от 19.04.2005 N 03-03-01-04/1/195, к естественной убыли не относят потери, которые возникли по следующим причинам: — нарушение требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации при хранении и транспортировке; — повреждение тары; — несовершенство средств защиты товаров от потерь; — состояние применяемого оборудования.

Также в нормах убыли не учитывают недостачи, связанные с профилактикой резервуаров, ремонтом, а также любые аварийные потери. Кроме того, нормы не применяют в отношении запасов, хранящихся в герметичной таре (запаянных с применением герметиков, уплотнений и др.), а также в резервуарах повышенного давления. Применять нормы убыли нефтепродуктов могут далеко не все организации.

Актуальны данные нормы для нефтебаз (складов, хранилищ), автозаправочных станций (автозаправочных комплексов, топливозаправочных пунктов), объектов нефтепродуктопроводного транспорта (отвода).

Транспортные компании могут списывать естественную убыль бензина, если они имеют собственные емкости для его хранения и разрешение на закупку и хранение ГСМ.

Для каждого вида товаров установлены свои нормы естественной убыли. Порядок расчета этих лимитов зависит от многих факторов. Так, на величину норм естественной убыли ГСМ влияет, во-первых, то, к какой группе нефтепродуктов они относятся.

Например, бензины автомобильные всех марок, а также газовый конденсат стабильный включены в 1-ю группу. Керосин для технических целей — в 3-ю, а керосины осветительные всех марок — в 4-ю. Мазуты, а также масла всех марок относятся к 6-й группе.

Во-вторых, на норму естественной убыли нефтепродуктов влияет тип емкостей, в которых они хранятся.

Например, выделяют: резервуар наземный стальной, наземный стальной с понтоном, заглубленный. Для некоторых видов нефтепродуктов нормы убыли установлены также и с учетом вместимости этих резервуаров (до 100 м3, от 101 до 400 м3 и т.д.).

В-третьих, на норму убыли влияет срок хранения нефтепродуктов (месяц, более месяца). В-четвертых, расчет нормы убыли зависит от климатической группы, в которой работает компания. Таких групп три. Все они перечислены в приложении N 3 к новым нормам естественной убыли.

В частности, к 1-й группе (холодный макроклиматический район) относят Республики Саха (Якутия) и Коми, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую, Мурманскую и Томскую области.

Ко 2-й (холодный умеренный макроклиматический район) — Республики Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Башкортостан и Татарстан, Алтайский и Забайкальский края, Архангельскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Московскую и Нижегородскую области и др.

В 3-ю группу (теплый умеренный макроклиматический район) входят Республики Калмыкия, Адыгея, Дагестан и Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская, Ростовская и Астраханская области и др. И, в-пятых, величина нормы естественной убыли определяется в зависимости от времени года, в течение которого хранятся те или иные виды ГСМ.

Выделяют два периода: осенне-зимний (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летний (с 1 апреля по 30 сентября). При переходе из одного сезона в другой принимают большую величину убыли нефтепродукта. Если время хранения попадает на разные периоды года, потери исчисляют отдельно по каждому периоду.

В случае если температура хранимого запаса нефтепродукта превышает 30°C, то независимо от времени года применяют нормы весенне-летнего периода, увеличенные в 1,5 раза (примечание к нормам убыли нефтепродуктов при хранении, утв. приказом Минэнерго России от 13.08.2009 N 364).

Итак, определив норму естественной убыли того или иного нефтепродукта, можно рассчитать его естественную убыль. Для этого необходимо умножить данную норму (она установлена в кг/т) на массу ГСМ в тоннах.

В результате получим, сколько килограммов нефтепродукта убывает в месяц естественным путем.Пример Транспортная компания работает на территории Астраханской области. Фирма имеет собственные емкости для хранения бензина вместимостью 500 м3. каждая. В период с 1 ноября по 31 декабря (2 месяца в осенне-зимний период) в этих емкостях хранилось 50 т топлива.

В результате инвентаризации была выявлена недостача бензина в размере 45 кг.

Себестоимость 1 кг топлива равна 20 руб.

Рассчитаем естественную убыль топлива в пределах норм. Недостача бензина в первый месяц хранения составила: 50 т х 0,306 кг/т = 15,3 кг. Во второй месяц хранения: (50 т — 0,0153 т) х 0,225 кг/т = 11,25 кг.

Общее количество недостающего бензина в пределах норм естественной убыли составит: 15,3 + 11,25 = 26,55 кг. Сверхнормативная убыль равна: 45 — 26,55 = 18,45 кг.

Стоимость убывшего бензина составила: — в пределах норм: 26,55 кг х 20 руб./кг = 531 руб.; — сверх норм: 18,45 кг х 20 руб./кг = 369 руб. Виновник сверхнормативной недостачи не установлен. Бухгалтер компании сделает записи: Дебет 94 Кредит 10-3 — 900 руб.

(531 + 369) — списана стоимость недостающего бензина; Дебет 20 Кредит 94 — 531 руб.

— недостача бензина списана в пределах норм естественной убыли; Дебет 91-2 Кредит 94 — 369 руб. — списана сверхнормативная недостача топлива.По материалам книги «Годовой отчет — 2012» издательства «Гарант-Пресс».

Источник: Издательство : Теги:

Практические советы по учету и списанию ГСМ

18 мая 18 мая 2021 Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Участники нашего форума регулярно обсуждают, как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля. Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.Содержание Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ.

Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива. Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы.

В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.

Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке.

Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный. Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см., например, письмо Минфина России и ). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо ).

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует.

Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина.

Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ , постановление ФАС Западно-Сибирского округа ). Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина России; «»).

Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией. Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа ).

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы. Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит.

Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов. Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль.

Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см. «»). Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров.

Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым. Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров.

В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра. Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии. Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д.

Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией. Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр. Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки.

Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно. Для определения фактического остатка используют разные методы.

Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу. Более распространен другой метод.

Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак.

Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака. А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак.

Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки.

Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число. Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой.

Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации).

Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила.

В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов.

Необходимость в инвентаризации тоже пропадает. Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива.

В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы.

Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию. Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ.

Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (). Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке.

Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ. Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки. Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации.

Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков. В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов».

Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп.

8 ст. НК РФ). Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи НК РФ.

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина.

Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется. Ведите книгу учета доходов и расходов, формируйте отчетность по УСН в веб‑сервисе При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10.

В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под.

16 ст. НК РФ). При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен.

Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.

Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах.

По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору. Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх