Главная - Автомобильное право - Практическое занятие расчет штрафных санкций по договору

Практическое занятие расчет штрафных санкций по договору


Как правильно отразить операций по начислению или списанию штрафных санкций


Исходя из ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства или просрочке исполнения заказчик может потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) уплатить неустойку (ст. 329 ГК РФ). Рассмотрим порядок отражения операций по начислению и списанию в учете штрафов и пеней, которые предъявлены поставщику в силу государственного контракта.

Как следует из ст. 330 ГК РФ, неустойкой являются штрафы и пени, под которыми понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст.

330 ГК РФ). Правила определения размера штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063). Данным документом регламентировано, что размеры штрафа и пеней должны быть установлены в государственном конт­ракте.
Данным документом регламентировано, что размеры штрафа и пеней должны быть установлены в государственном конт­ракте.

В соответствии с п. 8 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) данных обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Размер штрафа закрепляется в контракте в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, утвержденном Правилами № 1063. В силу п. 4 Правил № 1063 размер штрафа, предъявляемого поставщику, устанавливается таким образом: Сумма контракта Размер штрафа Не превышает 3 000 000 руб.

10% цены контракта Составляет от 3 000 000 до 50 000 000 руб. 5% цены контракта Составляет от 50 000 000 до 100 000 000 руб. 1% цены контракта Превышает 100 000 000 руб.

0,5% цены контракта Рассмотрим пример расчета размера штрафных санкций. Учреждение спорта заключило контракт на поставку компьютерной техники на сумму 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 000 000 руб.

Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 15 000 руб. (150 000 руб. x 10%). В соответствии с п.

7 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения закрепленного контрактом срока исполнения обязательства. Пени устанавливаются контрактом в размере, определенном Правилами № 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В пункте 6 Правил № 1063 содержится формула, по которой следует исчислить размер пеней:П = (Ц — В) x С, где:Ц – цена контракта;В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе стоимость отдельных этапов исполнения контракта;С – размер ставки.

Размер ставки нужно рассчитать по формуле (п. 7 Правил № 1063):С = СЦБ х ДП, где:СЦБ – размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пеней, определяемый с учетом коэффициента К;ДП – количество дней просрочки.

Формула для подсчета коэффициента К следующая (п.

8 Правил № 1063):К=ДПх 100%, где:ДКДП – количество дней просрочки;ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). При К, равном 0 – 50%, размер ставки составит 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При К, равном 50 – 100%, размер ставки – 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При К, равном 100%, размер ставки – 0,03 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Учреждением спорта заключен государственный контракт на поставку материальных ценностей на сумму 2 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней.

Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 1 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки. На дату уплаты пени ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 11%.

Цифры в примере условные.

  • Ввиду того, что К больше 50%, но меньше 100%, величина С рассчитывается с коэффициентом 0,02 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату уплаты пеней, показатель С равен 0,099 (0,02 х 0,11 х 45 дн.).
  • Сумма пеней – 128 700 руб. ((2 500 000 — 1 200 000) руб. х 0,099).
  • Определим значение К. Оно равно 75% (45 дн. / 60 дн. х 100%).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» ­КОСГУ. Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н). Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия» Согласно государственному контракту, заключенному между учреждением спорта, являющимся казенным учреждением и поставщиком, за нарушение условий договора, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязательств по поставке основных средств, учреждение вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа).

Объем поставки по контракту составляет 1 500 000 руб., сумма штрафа – 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета. Оплата поставленного товара осуществляется учреждением за вычетом суммы штрафа.

Согласно ст. 41 БК РФ доходы от реализации федерального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений) признаются доходом федерального бюджета. Таким образом, сумма неустойки, поступившая казенному учреждению, подлежит перечислению в доход бюджета. В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика 1 209 40 560 1 401 10 140 150 000 Принято к учету поступившее от поставщиков основное средство 1 106 31 310 1 302 31 730 1 500 000 Произведена уплата в доход бюджета суммы штрафа, удержанной за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком, с лицевого счета получателя денежных средств 1 302 31 830 1 304 05 310 150 000 Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту 1 210 02 140 1 209 40 660 150 000 Произведена оплата обязательства по государственному контракту (1 500 000 — 150 000) руб.

1 302 31 830 1 304 05 310 1 350 000 Бюджетное учреждение спорта заключило государственный контракт на выполнение работ по текущему ремонту административного здания, в соответствии с которым произведена предварительная оплата в сумме 600 000 руб. Оплата произведена за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания Исполнитель в срок к работе не приступил, поэтому ему было направлено уведомление о расторжении контракта и возврате перечисленной ранее суммы предварительной оплаты.

Кроме того, были предъявлены требования об уплате предусмотренной условиями контракта неустойки в сумме 30 000 руб. Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Если подрядчик не приступает свое­временно к исполнению договора подряда, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ). На основании п.

2 ст. 328, п. 3 ст. 450 ГК РФ, ч.

9 ст. 95 Федерального закона № 44‑ФЗ заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено контрактом. В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Перечислена исполнителю сумма предварительной оплаты 4 206 25 560 4 201 11 610 18 600 000 Предъявлено требование в адрес исполнителя: о возврате суммы предварительной оплаты 4 209 30 560 4 206 25 660 600 000 об уплате неустойки по условиям контракта 2 209 40 560 2 401 10 140 30 000 Необходимо отметить, что с 26.03.2016 в силу п. 6.1 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ в 2016 году в случаях и в порядке, которые определены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Так, заказчик предоставляет отсрочку и (или) списывает задолженность, если обязательства, предусмотренные контрактом (за исключением гарантийных), поставщик полностью исполнил в 2015 или 2016 годах.

Исключение – контракты, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с п.

1.1 ст. 95 Федерального закона № 44‑ФЗ (например, срок исполнения контракта). Действие Постановления Правительства РФ № 190 не распространяется на закупки, осуществленные в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(см.

Письмо Минэкономразвития РФ от 11.07.2016 № Д28и-1844). Предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ № 190): а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик списывает неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней); б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик:

  1. предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
  2. списывает 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Заказчик уведомляет поставщика в письменной форме о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по пп.

«а» и «б» п. 3 названного постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения. Данная процедура проводится путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н (далее – Порядок № 44н).

Данная процедура проводится путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н (далее – Порядок № 44н).

Как следует из п. 3 Порядка № 44н, для списания заказчиком начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) проводится сверка с контрагентом неуплаченной задолженности. При наличии акта сверки основанием для принятия решения о списании задолженности является подтвержденное актом приемки либо иным документом исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 годах (п.

4 Порядка № 44н). Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, принятие решения о ее списании не допускается (п. 5 Порядка № 44н, Письмо Минэкономразвития РФ от 19.08.2016 № Д28и-2152).

Решение о списании задолженности принимается комиссией заказчика по поступлению и выбытию активов и оформляется внутренним документом (приказом, распоряжением). Такой документ должен содержать информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов, предусмотренные п. 7 Инструкции № 157н. Не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Порядку № 44н.

С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Рассмотрим пример по отражению данной операции в учете.

Поставщик своевременно не осуществил поставку товара заказчику, являющемуся бюджетным учреждением спорта.

Условиями договора определено, что за несвоевременную поставку товара поставщик обязан уплатить неустойку. Но в случае, если сумма неустойки не превышает 5% суммы договора, заказчик имеет право списать неустойку. Сумма не­устойки, предъявленная ранее поставщику, составила 15 600 руб.

В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислена сумма неустойки за нарушение договорных обязательств 2 209 40 560 2 401 10 140 15 600 Отражено списание начисленной по государственному контракту суммы неустойки 2 401 10 174 2 209 40 660 15 600 * * * Кратко сформулируем основные выводы:

  • С вступлением в силу Приказа Минфина РФ № 209н операции по начислению и списанию сумм неустоек (штрафов, пеней) по государственным контрактам в бухгалтерском учете заказчика следует отражать с использованием нового счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».
  • Размер штрафа и пеней, начисляемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных контрактом, рассчитывается в соответствии с Правилами № 1063.
  • Списание суммы начисленной за нарушение договорных обязательств неустойки осуществляется в соответствии с Порядком № 44н. Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, принятие решения о ее списании не допускается.
  • Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженностям по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты». При этом доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» ­КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 01.01.2016 ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ, периодически изменяется.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.

Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности»

(на момент подготовки материала находился на регистрации в Минюсте).

Источник: : Теги:

  1. , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

Расходы в виде штрафных санкций по договорам: бухучет и налогообложение

Штрафные санкции, не относящиеся к элементам ценообразования, не являются объектом обложения НДС . Так, например, неустойки за просрочку оплаты обеспечивают своевременность платежей по договорам, не затрагивая ценообразование, поэтому НДС не облагаются. В таком случае счет-фактура не выставляется.

А суммы штрафа за простой, сверхнормативную погрузку (разгрузку) транспортного средства при перевозке грузов и иные аналогичные виды штрафных санкций, по мнению финансового ведомства, относятся к элементам ценообразования и включаются в налоговую базу по НДС. Суммы штрафных санкций, затрагивающие элементы ценообразования, рассматриваются Минфином РФ, как суммы увеличивающие налоговую базу по НДС на основании пп.2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Получатели таких сумм составляют счета-фактуры в одном экземпляре только для включения в книгу продаж (т.е.без передачи контрагенту), по факту получения денежных средств, НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118 ( или 10/110) (п.

18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г.

N 1137, п. 4 ст. 164 НК РФ). Это означает, что если сторона уплатившая штраф, получила от контрагента счет-фактуру на штраф с выделенным НДС, то такой счет-фактура выставлен неправомерно, велик риск отказа в вычете НДС. Так, в письме Минфина РФ от 14.02.2012 N 03-07-11/41 разъясняется, что у налогоплательщика, перечислившего исполнителю суммы штрафных санкций за невыполнение условий договора, отсутствуют основания для вычета сумм НДС, исчисленных исполнителем при получении этих денежных средств.

У получателя такого «штрафа с выделенным НДС» есть еще один риск — суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, не включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом в статье 170 НК РФ не предусмотрены случаи признания в составе расходов сумм НДС по предъявленным штрафам за нарушение условий договоров.
2 ст. 170 НК РФ. При этом в статье 170 НК РФ не предусмотрены случаи признания в составе расходов сумм НДС по предъявленным штрафам за нарушение условий договоров. Так что выставленный по штрафным санкциям НДС у получателя штрафа не принимается к вычету и не уменьшает базу по налогу на прибыль.

Итак, мы рассмотрели главные принципы учета предъявленных организации штрафных санкций, если Ваша ситуация имеет нюансы и вызывает затруднения, аудиторы и эксперты Правовест Аудит всегда готовы внимательно Вас выслушать и помочь в поиске оптимальных решений.

Если нарушены обязательства по договору поставки…

Важное 22 декабря 2017 г.

13:44 Автор: С. Мухин Журнал «» № 12/2017 Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете. Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание: Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042). Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п.

4 Правил № 1042):

  1. от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;
  2. до 3 млн руб. – 3%;
  3. от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п.

6 Правил № 1042). За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042). Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1: Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб.

Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%). Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней.

В силу п. 10 Правил № 1042 начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание: Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017). Пример 2: Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб.
Пример 2: Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб.

со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 — 200 000) руб. х 45 дн.). Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п.

Рекомендуем прочесть:  Выезд за границу штрафы

11 Правил № 1042). На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения?

Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения. В этом случае в соответствии с ГК РФ, п.

4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3: Воспользуемся условиями примера 2.

Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением.

Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н). В силу ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования.

Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.

Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту 7 105 31 340 7 302 34 730 200 000 Оплачен поступивший в учреждение товар 7 302 34 830 7 201 11 610 18 200 000 Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика 2 209 40 560 2 401 10 140 38 250 Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту 7 105 31 340 7 302 34 730 300 000 Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования (300 000 — 38 250) руб. 7 302 34 830 7 201 11 610 18 261 750 Отражено прекращение встречных требований зачетом 2 302 06 830 2 209 40 660 38 250 7 302 34 830 7 304 06 730 38 250 Пример 4: Изменим условия примера 3.

Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику. В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на учреждения 3 201 11 510 17 3 304 01 730 150 000 Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту 7 105 31 340 7 302 34 730 200 000 Оплачен поступивший в учреждение товар 7 302 34 830 7 201 11 610 18 200 000 Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика 2 209 40 560 2 401 10 140 38 250 Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту 7 105 31 340 7 302 34 730 300 000 Произведена оплата подрядчику согласно договору 7 302 34 830 7 201 11 610 18 300 000 Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора 2 304 06 830 2 209 40 660 38 250 3 304 01 830 3 304 06 730 38 250 Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки (150 000 — 38 250) руб. 3 304 01 830 3 201 11 610 18 111 750 Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки 3 304 06 830 3 201 11 610 18 38 250 2 201 11 510 17 2 304 06 730 В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. и ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст.

40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ. Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения.

Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167). Пример 5: Изменим условия примера 3.

Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета.

Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика 1 209 40 560 1 401 10 140 38 250 Приняты к учету поступившие лекарственные средства 7 105 31 340 7 302 34 730 500 000 Произведена оплата по контракту поставщику 1 302 34 830 1 304 05 340 500 000 Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа 1 304 04 140 1 303 05 730 38 250 Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту 1 303 05 830 1 209 40 660 38 250 В соответствии с ч.

5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522). Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  1. 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
  2. 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
  3. 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  4. 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Исключение – случаи, установленные п.

3 указанной статьи. Частью 7 ст.

17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350). * * * Кратко сформируем основные выводы: 1.

В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет.

У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ. [1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

.

[2] Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

[3] Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв.

Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. [4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх