Главная - Другое - Подъем затонувшего решение суда

Подъем затонувшего решение суда


Подъем затонувшего решение суда

Решение № 2-1420/2020 2-1420/2020~М-486/2020 М-486/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 2-1420/2020


— Гражданские и административные РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 июля 2020 года г. ИркутскОктябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Амосовой Н.Л., при секретаре Кузьминой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1420/2020 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» об обязании организовать подъем, удаление, утилизацию затонувшего бесхозяйного имуществаУСТАНОВИЛ:В обоснование исковых требований указано, что в Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в ходе которой выявлены факты бездействия и нарушения природоохранного законодательства в деятельности ФГБУ «Объединенная дирекция Государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и «Прибайкальского национального парка» (далее — ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»), выразившиеся в следующем.Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

Согласно преамбуле озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.Согласно п. 1 ч. 2 ст. Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» центральная экологическая зона — территория, котораявключает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал особо охраняемые природные территории, водоохранную зону, а также охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.Преамбулой Федерального закона 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.Согласно ст.

Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» одной из основных задач парка является сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков, и объектов.В соответствии с пунктом (ж) ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанное с функционированием национальных парков.В соответствии с п.

20 Устава ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», утвержденного приказом Минприроды России от 24.12.2013г. № № целями деятельности ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» является сохранение и изучение типичных природных комплексов и объектов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ и растений и животных, расположенных на территориях заповедника и национального парка, экологическое просвещение населения, разработка и внедрение научных методов охраны природы, осуществление экологического мониторинга, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.Согласно постановлению совета Министров РСФСР от 13.02.1986г. № 71

«О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области»

и описании его границ в картографическом и текстовом описании, изготовленном в 1989г., 1993г.

соответственно, акватория пролива Малого моря озера Байкал входит в границы Прибайкальского национального парка, подведомственного ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».Российская Федерация, как сторона Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой Генеральной ассамблеей ООН в г. Париж 16.11.1972г., приняло на себя обязательство обеспечивать, в том числе, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, расположенным на территории государства.В силу п. 2 ст. Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.Правила главы 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (статьи 45-52) «Затонувшее имущество» подлежат применению и в тех случаях, когда такое имущество находится на плаву (брошенные суда) и когда оно находится на мелководье или на берегу.В соответствии с п.

11 ст. 10 КВВТ РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.В соответствии со ст. 89 ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.В силу ст. ФЗ «Об отходах производства и потребления» баржа является промышленными отходами и, в этой связи, является источником загрязнения поверхностных водных объектов и оказывает негативное воздействие на состояние водных экосистем.В соответствии со ст.

ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.В соответствии с п.

1 ст. Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.Согласно ст. Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации внутренние водные пути Российской Федерации — пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р, озеро Байкал относится к внутренним водным путям Российской Федерации.В соответствии с п.п. 2.1, 3.2.1. Устава ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от Дата №№-№-р, Учреждение осуществляет функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта, осуществляет выявление и учет бесхозяйных судов.Проверкой установлено, что на территории, поднадзорной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в акватории Адрес находится бесхозяйное имущество вне границ внутренних водных путей, учтенное в соответствии со ст.

в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» под № (официальный сайт ФИО6).Под указанным номером на учет в качестве бесхозяйного имущества Дата поставлена баржа длиной — 40 м., шириной — 8 м., грузоподъемностью 200 тонн (корпус).

Баржа полузатоплена, частично находится в воде (в акватории пролива Малое море, озера Байкал) бухта Загли, остров Ольхон, Адрес (координаты .

в.д.).Затонувшая баржа являются источником загрязнения поверхностных водных объектов и оказывают негативное воздействие на состояние водных экосистем, создают серьезную и непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением.Длительное нахождение баржи в проливе Малого моря озера Байкал является источником поступления продуктов коррозии металлов и других вредных веществ.Тем самым нарушается водное законодательство и создается реальная угроза неотвратимого загрязнения акватории пролива Малого моря озера Байкал, признанного объектом всемирного наследия ЮНЭСКО, нарушаются права граждан на безопасное использование водных объектов и в целом благоприятную окружающую среду.Непринятие мер по удалению водного судна из естественной среды акватории пролива Малого моря озера Байкал создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды».Бездействия ответчика нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, предусмотренные ст.

Российской Федерации, ст. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в части соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.Неисполнение уполномоченным государственным бюджетным учреждением своих функций по предотвращению загрязнения водных объектов федерального значения в пределах зоны своей ответственности нарушает права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.Просит обязать ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» организовать подъем, удаление, утилизацию затонувшего бесхозяйного имущества в акватории Малого моря озера Байкал, бухта Загли, остров Адрес в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно баржи длиной — 40 м., шириной — 8 м., грузоподъемностью 200 тонн (корпус) (координаты .» в.д.).В судебном заседании представитель истца Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, действующая на основании поручения, исковые требования поддержала. В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по доверенности ФИО4 признал исковые требования в полном объеме.В судебное заседание представитель третьего лица ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» не явился.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. .Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.В соответствии с преамбулой Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее ФЗ РФ N 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.Статьей Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.Исходя из положений п.ж ч.

В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.Исходя из положений п.ж ч. 2 ст. Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред.

от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным ресурсам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности (ст.

ФЗ РФ N 94-ФЗ).Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи Федерального закона N 94-ФЗ).В соответствии со статьей Федерального закона N 94-ФЗ Байкальская природная территория — территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территорий Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.Согласно п. 1 ст. 6 Закона об охране озера Байкал на Байкальской природной территории запрещается или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об охране озера Байкал, Правительством Российской Федерации издано постановление N 643 от 30.08.2001

«Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»

.Абзацем 2 пункта 6 статьи Федерального закона N 33-ФЗ установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Зонирование территории национального парка, в том числе создание рекреационной зоны, относится к исключительным полномочиям Минприроды России.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации такими полномочиями на особо охраняемых природных территориях федерального значения не обладают.Согласно Приказу Минприроды России от 18.07.2013 N 251

«О реорганизации подведомственных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственных учреждений»

функции и полномочия учредителя ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» осуществляет Минприроды России.Согласно постановлению совета Министров РСФСР от 13.02.1986г.

№ 71

«О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области»

и описании его границ в картографическом и текстовом описании, изготовленном в 1989г., 1993г.

соответственно, акватория пролива Малого моря озера Байкал входит в границы Прибайкальского национального парка, подведомственного ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».Судом установлено, что соответствии с п.п. 2.1, 3.2.1. Устава ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от Дата №АД-45-р, учреждение осуществляет функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта, осуществляет выявление и учет бесхозяйных судов.В 2013 г.

учреждением на учет в качестве бесхозяйного имущества Дата поставлена баржа длиной — 40 м., шириной — 8 м., грузоподъемностью 200 тонн (корпус). Баржа полузатоплена, частично находится в воде (в акватории пролива Малое море, озера Байкал) бухта Загли, остров Ольхон, Адрес (координаты .

в.д.).Проверкой установлено, что на территории, поднадзорной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в акватории пролива Малого моря озера Байкал, бухта Загли, остров Ольхон, Адрес находится бесхозяйное имущество вне границ внутренних водных путей, учтенное в соответствии со ст.

в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» под №.

Таким образом, длительное нахождение затонувшего имущества – баржи в воде является источником поступления продуктов коррозии металлов и других вредных веществ в пролив Малого моря озера Байкал и создается реальная угроза неотвратимого загрязнения поверхностного водного объекта – озера Байкал.

Частью 1 статьи Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). Поскольку ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» несет обязанность по охране окружающей среды, очистке поверхностных водных объектов от затонувших металлических остатков, проведению мероприятий по сохранению природных комплексов и объектов всемирного наследия, акватория Малого моря озера Байкал находится на поднадзорной территории ответчика, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» организовать подъем, удаление, утилизацию затонувшего бесхозяйного имущества в акватории Малого моря озера Байкал, бухта Загли, остров Адрес, а именно баржи длиной 40 метров, шириной 8 метров, грузоподъемностью 200 тонн (корпус) (координаты .» в.д.). При таких обстоятельствах, учитывая признание иска ответчиком в полном объеме, которое не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, полагает требования истца подлежащими удовлетворению.Руководствуясь ст.

-РЕШИЛ:Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» организовать подъем, удаление, утилизацию затонувшего бесхозяйного имущества в акватории Малого моря озера Байкал, бухта Загли, остров Адрес в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно баржи длиной 40 метров, шириной 8 метров, грузоподъемностью 200 тонн (корпус) (координаты . в.д.).Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г.

Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения 22.07.2020 г. Судья: Н.Л. АмосоваОктябрьский районный суд г.

Иркутска (Иркутская область) Амосова Наталья Леонидовна (судья)

Минтранс разработал подъемные механизмы для затонувших судов

Газета «Коммерсантъ» от 09.11.2020, стр.

1 Как выяснил “Ъ”, Минтранс подготовил законопроекты, которые должны решить проблему затонувших судов. Помимо ужесточения ответственности и правил подъема затопленного имущества для судовладельцев предлагается разработать отдельный порядок для бесхозных судов — за них придется отвечать регионам. В отрасли полагают, что вопрос подъема затонувшего флота не может быть решен без выделения дополнительных бюджетных средств.
В отрасли полагают, что вопрос подъема затонувшего флота не может быть решен без выделения дополнительных бюджетных средств.

Минтранс разработал законопроекты, регулирующие вопросы подъема и утилизации судов, затонувших в море и на внутренних водных путях.

Речь идет о внесении изменений в кодексы торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и об административных правонарушениях. Документы направлены в правительство главой Минтранса Евгением Дитрихом 6 ноября (копия есть у “Ъ”). Министерство предлагает ввести новый порядок учета, подъема и уничтожения затопленного имущества.Собственник затонувшего судна должен будет в течение месяца известить капитана порта о случившемся, еще месяц дается капитану на установление условий и срока подъема судна.

Суда, создающие угрозу безопасности мореплавания, наносящие ущерб или препятствующие рыболовству, должны быть подняты в течение трех месяцев, а если угрозы нет, то за полгода. За отказ от поднятия и уничтожения затонувшего судна штраф для юридических лиц составит 5–10 млн руб., а за утилизацию путем затопления — 0,6–1 млн руб. Отдельно описан механизм определения «бесхозных» затопленных судов, за которые будет отвечать регион в соответствии с порядком, который правительству еще предстоит установить.Также правительство определит критерии возмещения расходов на учет, подъем и уничтожение таких судов.

Похожие требования будут применяться и к затопленному флоту на реках.

В Минтрансе “Ъ” подтвердили разработку законопроектов и направление их в правительство.

Как следует из письма Минприроды от 2 ноября (копия есть у “Ъ”), министерство поддержало предложения Минтранса. При этом Минприроды предложило уточнить перечень сведений, который требуется от собственника затонувшего судна для определения угрозы и ущерба водной среде.

Кроме того, министерство предлагает учитывать в сроках подъема затонувшего имущества время проведения экологической экспертизы. Проблема затонувших бесхозных судов не решается несколько десятилетий, хотя некоторые такие суда мешают судоходству и загрязняют водоемы топливом ().

В последний раз тема поднималась в августе премьером Михаилом Мишустиным во время поездки на Дальний Восток. В конце августа Минтранс опубликовал законопроект по присоединению РФ к Найробийской конвенции, предусматривающей универсальный механизм страхования ответственности за удаление затонувших судов. Наиболее тяжелая ситуация с затонувшим флотом — на Дальнем Востоке.По данным Минприроды, там затоплено более 545 судов.

На внутренних водных путях Росморречфлот насчитывал более 1,5 тыс.

затонувших судов. В пояснительной записке к законопроектам Минтранс отмечает, что бесхозные суда обычно не представляют ценности, так как стоимость металлолома не компенсирует затраты на подъем.

Каждый судоподъем является уникальной технологической операцией, в связи с чем установить единые требования к его порядку невозможно, говорится в документе.

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников опасается, что теперь компаниям придется дополнительно доказывать в каждом случае потери судна, что оно не было затоплено преднамеренно — в целях утилизации.

Источники “Ъ” в судоходной отрасли считают, что изменения законодательства могут решить проблему с затоплением судов в будущем, но не ликвидировать бесхозные кладбища флота. Надежда Малышева из «Портньюс» считает, что решение о подъеме бесхозного флота должно в каждом случае приниматься индивидуально.

Рекомендуем прочесть:  Начисление аванса и подсчета

Стоимость таких операций очень высока и не все местные бюджеты будут готовы их выполнять, полагает эксперт.

Анастасия Веденеева

  1. подписка подписка
  1. подписка подписка

Главные события дня в рассылке «Ъ» на

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Искать Подписаться Автор: Светлана Сучкова 4816 Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей.

В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил направленный на решение экопроблемы. Курс – на Магадан Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область.

В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать. — При поддержке председателя правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями.

Мы даём старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов, –прокомментировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко. В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные.

Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества. «Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.

«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов. В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей.

И даже были попытки поручение выполнить.

Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов. Под водой – миллионы судов-«утопленников» «Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану.

самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест. Не исключение и российские водные пространства.

Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 12-го по 20-й век затонуло 26 703 корабля.

Более 10 тысяч из них находятся у российских берегов. Тысячи судов покоятся у берегов Крыма.

На дне Волги на данный момент лежит почти 500 кораблей. Свежие данные ФБУ

«Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»

на январь 2021 года сообщают о выявлении бесхозяйного имущества из 13 затонувших судов.

На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов.

Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.

Экология и безопасность Кому они мешают, эти суда-утопленники?

Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды. — Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением «кладбищ» кораблей.

Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству.

Изменения в законодательстве должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков, – подчеркнула Виктория Абрамченко. А кто хозяин? Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства.

Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства. В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить.

Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества.

В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства. По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.

Как поднять Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».

В других местах, например, в ФГБУ «Канал имени Москвы» делают это своими силами – здесь поднято из воды более 30 затонувших судов. На одно судно уходит не меньше месяца – с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала.

Так, в 2016 году двух небольших катеров было задействовано семь единиц флота: водолазный бот и водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик. За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств.

Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска.

Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины.

На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).

Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов.

В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн.

Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается. Утилизация: подходы и стандарты Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную. Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом.

Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. в 2020 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В мировой практике чаще всего корабли отправляют на утилизацию в Юго-Восточную Азию.

Там процветает так называемый «пляжный» метод. Судно доставляют к берегу, где его и разбирают — разрезают на куски, развинчивают вручную десятки и сотни рабочих рук.

В самом известном таком месте — Читтагонге (Бангладеш) — утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом. В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила.

Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка.

Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества.

Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку. С кладбища – в музей Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома.

Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов. Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия).

700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году.

Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м. Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года.

Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Популярные материалы

Сетевое издание Ресайкл (Recycle) Свидетельство выдано Роскомнадзором ЭЛ № ФС 77 – 73260. Дата регистрации: 13.07.2018 Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Садовая-Каретная, д.

8, стр. 6, оф. 201. Телефон: + 7 916 443-05-37 Эл. почта: Учредитель: Калмыков К.Н. Главный редактор: Левенец Д.Н.

Все права на оригинальные материалы на сайте защищены законодательством РФ.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх