Главная - Налоговое право - Перечислен в доход бюджета налог на прибыль

Перечислен в доход бюджета налог на прибыль


Перечислен в доход бюджета налог на прибыль

Порядок и сроки уплаты налога на прибыль для бюджетных учреждений


Автор статьи Натали Феофанова 8 минут на чтение 18 974 просмотров Содержание Юридические лица создаются в форме коммерческих и некоммерческих организаций – для первых характерной целью деятельности является извлечение прибыли, вторые учреждаются для осуществления иных задач, не связанных с получением прибыли и распределением ее между участниками. Одной из форм некоммерческих предприятий являются бюджетные учреждения. Налоговый кодекс обязывает уплачивать налог на прибыль все без исключения организации, включая бюджетные, при определенных условиях. В статье расскажем про налог на прибыль бюджетных учреждений, рассмотрим сроки и порядок уплаты.

Учреждением называется некоммерческое предприятие, учрежденное владельцем для осуществления функций некоммерческого характера, таких как социально-культурные и управленческие. Учредителем может являться:

  • Субъектом или муниципальным образованием (муниципальные учреждения):
  • Российской Федерацией (предприятие будет являться государственным учреждением).
  • Физическое и юридическое лицо (тогда предприятие является частным учреждением).
  1. казенным.
  2. бюджетным,
  3. автономным,

Бюджетное учреждение – некоммерческое предприятие, учрежденное Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием ради оказания услуг и выполнения работ, направленных на обеспечение возможности осуществления полномочий государственных и региональных властей (утвержденных законом) области образования, культуры, занятости населения, науки, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, а также в других сферах жизни страны. Бюджетные учреждения вправе оказывать услуги и выполнять работы:

  1. не указанные в качестве основных видов деятельности, если они призваны способствовать достижению целей предприятия.
  2. из перечня основных видов деятельности по государственному (муниципальному) заданию (финансируются посредством субсидирования и выделения средств из соответствующего бюджета),
  3. сверх задания для физических и юридических лиц за деньги на тех же условиях,

Само бюджетное учреждение не принимает бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д.

И поскольку бюджетное учреждение не признается получателем денег, нему неприменимы нормы Бюджетного кодекса для получателей средств бюджета. Читайте также статью: → «». До 1 января 2011 года бюджетные учреждения не имели права на распоряжение заработками от осуществления предпринимательской деятельности. Однако те предприятия, которые учреждались в согласии с Законом № 83-ФЗ, получили разрешение на распоряжение такими средствами.

А значит, они (как и коммерческие компании) получают доход за результаты своей работы и сами управляют средствами. Отсюда возникают налоговые обязательства, подлежащие исполнению на общих основаниях.

В том числе появляется и необходимость перечисления налога на прибыль с деятельности, направленной на извлечение дохода. Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):

  1. доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
  2. выданные гранты,
  3. пожертвования в любой форме,
  4. бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
  5. доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
  6. доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
  7. прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
  8. целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),

К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:

  1. дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
  2. наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
  3. прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
  4. взносы в уставный капитал других организаций,
  5. добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
  6. дарение имущества физическим и юридическим лицам,
  7. деньги, отданные в профсоюзы,

Бюджетные учреждения обязаны уплачивать налог на прибыль на общих условиях.

Объект обложения налогом – прибыль налогоплательщика. Прибылью, в свою очередь, является разница между всеми денежными поступлениями и затратами, рассчитанные на основании главы 25 НК РФ. То есть прибыль бюджетного учреждения – прибыль от деятельности, осуществляемой с целью извлечения прибыли.

Доходы, учитываемые при уплате налога на прибыль – выручка от продажи товаров, работ и услуг.

Внереализационные доходы – это иные денежные поступления. Учреждения должны разработать и утвердить учетную политику, чтобы всегда по одной схеме рассчитывать налог на прибыль. Субсидии, выделяемые бюджетным учреждениям, не облагаются налогом, поскольку являются средствами целевого финансирования, при условии ведения раздельных книг учета доходов (расходов), которые получены (произведены) в рамках целевого финансирования.

Доходы, полученные учреждением от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях, не входят в перечень необлагаемых налогом на прибыль доходов. То есть, выручка от оказания социальных услуг также подлежит обложению налогом на прибыль.

Доходы от реализации возмездных работ или услуг, также входят в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений. С целью уменьшения налогооблагаемой базы предприятие может учесть затраты (обоснованные и подтвержденные документами), но лишь те, которые разрешено учитывать налоговым законодательством.

Читайте также статью: → «». Расходы подразделяются на:

  1. Связанные с производственным процессом:
  • амортизационные расходы и т.д.
  • материальные,
  • на оплату труда,
  1. Внереализационные.

Если доходы и расходы бюджетное учреждение получает в натуральной форме, стоимость их определяется на дату совершения сделок по аналогичным товарам.

Амортизации подлежит исключительно имущество, полученное для ведения предпринимательской деятельности и приобретенное в связи с ее осуществлением. Это означает, что в затратах бюджетного предприятия могут быть учтены лишь расходы на амортизацию основных средств, купленных из заработанных средств и эксплуатируемых только в целях предпринимательства.

Способ начисления амортизации выбирается руководством предприятия, отражается в учетной политике и применяется одновременно ко всем амортизируемым объектам (кроме тех, для которых обязателен линейный метод). Уменьшение доходов от реализации на возмездной основе услуг может производиться на сумму превышения фактически понесенных затрат над суммой выделенных для выполнения задания субсидий.

Действия необходимо обосновать путем представления вычислений затрат, не оплаченных их бюджетных средств.

Доходы и расходы могут быть признаны методом начисления или кассовым методом на выбор учреждения. Метод начисления предполагает признание доходов и расходов в отчетном или налоговом периоде, в каком они возникли. Фактические поступления и выплаты, имущество, работы, услуги, имущественные права во внимание не принимаются.

Фактические поступления и выплаты, имущество, работы, услуги, имущественные права во внимание не принимаются.

Согласно порядку кассового метода, днем получения дохода считается дата поступления денег (работ, услуг, имущественных прав) на расчетный счет, в кассу или на предприятие.

Затраты плательщика налогов признаются фактически понесенные расходы.

Доход бюджетного предприятия определяется без учета НДС, налога с продаж и акцизов. Бюджетные учреждения представляют декларацию по налогу на прибыль по завершении каждого отчетного (I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года) и налогового периода (календарный год).

Декларация по итогам налогового периода подается в бумажном или электронном виде не позднее 28-ого марта года, который следует за оконченным налоговым периодом. Основная ставка налога на прибыль составляет 20%. Образовательные и медицинские учреждения вправе применять к налогооблагаемой базе нулевую ставку, если для налоговой базы не установлены другие ставки согласно п.

п. 3, 4 ст. 284 НК РФ, и при соблюдении условий ст. 284.1 Налогового кодекса. Основное требование для применения ставки 0% – получение доходов от оказания образовательных/медицинских услуг, осуществления исследований в области науки, создание опытно-конструкторских разработок. Причем доля выручки от осуществления перечисленных видов деятельности должна оказаться не ниже 90% всех заработков.

Даже если доля будет равна 89,9%, налог на прибыль придется уплачивать. Бюджетные предприятия входят в список организаций, которые уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Вне зависимости от объемов квартальных денежных поступлений, бюджетные учреждения по итогам отчетных периодов уплачивают только квартальные авансовые платежи.
Читайте также статью: → «». Квартальные авансовые платежи и основная сумма налога на прибыль, исчисленные по итогам отчетного и налогового периодов соответственно, должны быть перечислены:

  1. в бюджет субъекта РФ по 17,5%-ной ставке,
  2. в бюджет региона по 2%-ной ставке.
  3. в федеральный бюджет по 6,5%-ной ставке,

Бюджетным организациям при обнаружении ошибок в уплате налога на прибыль следует самостоятельно их исправить, провести перерасчет налога, уплатить в бюджет разницу и пени за период, пока ошибка выявлена не была, направить в налоговую службу уточненную декларацию. В противном случае на учреждение будет наложен штраф, рассчитанный на основании суммы недоимки за вычетом сумм имеющихся в учреждении переплат.

Также будет начислена пеня за каждый день просрочки платежа. При злостном нарушении налогового законодательства меры наказания будут ужесточаться вплоть до привлечения руководства предприятия к уголовной ответственности. Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Начислен налог на прибыль организации: ● с доходов от продажи нефинансовых активов 2.401.10.172 2.303.03.730 ● с доходов от аренды 2.401.10.120 ● с доходов от платных работ/услуг 2.401.10.130 ● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) 2.401.10.180 Уплачен налог на прибыль в бюджет 2.303.03.830 2.201.11.610 Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 – в зависимости от учетной политики предприятия) Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет – систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  1. наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  2. уплаты налога.
  3. особенностей исчисления суммы к уплате,

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  1. листа 02,
  2. листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
  3. приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  4. титульного листа (лист 01),

За отчетный квартал денежные поступления бюджетного учреждения составили:

  1. 1 900 000 рублей из бюджета,
  2. 550 000 000 рублей от осуществления предпринимательской деятельности.
  3. 175 000 000 рублей целевых средств,

В сумме: 2 625 000 рублей.

  1. Денежные средства, поступившие от оказания платных услуг, составили:

550 млн. : (2625 млн. – 175 млн.) * 100% = 22,4%

  1. Общие затраты за квартал: 2 425 000 (и 175 млн. целевых средств). Расчет затрат на предпринимательскую деятельность:

(2425 млн.

– 175 млн.) : 100 * 22,4% = 504 млн. рублей.

  1. Сумма, облагаемая налогом на прибыль организаций составит:

550 млн – 504 млн. = 46 млн. рублей.

  1. Расчет налога на прибыль по общей формуле:

(550 млн.

– 504 млн.) * 0,20 = 9 200 000 рублей. Рекомендуется изучить следующие законодательные акты: Статья Описание ст.

50 ГК РФ О возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности ради достижения целей, для которых организация была создана ст. 120 ГК РФ Об открытии учреждения физическими и юридическими лицами, Российской Федерацией или муниципальными образованиями Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” Об определении некоммерческих организаций Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 О формировании гос.

задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения гос. задания Письмо Минфина РФ от 28.09.2012 № 02-13-11/3990 О том, что нормы Бюджетного кодекса для получателей бюджетных средств не могут быть применены в отношении бюджетных организаций гл. 25 НК РФ О налоге на прибыль Письмо УФНС России по г.

Москве от 17.10.2011 № 16-15/[email protected] Об обязанности бюджетных организаций уплачивать налог на прибыль с ведения деятельности, направленной на получение дохода ст. 247 НК РФ Объект налогообложения по налогу на прибыль ст. 250 НК РФ О внереализационных доходах Письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-03-06/4/124 О признании средств целевого финансирования облагаемыми налогом на прибыль, если предприятие не ведет для них отдельной книги учета доходов и расходов Письмо Минфина РФ от 27.06.2012 № 03-03-06/4/68 Об обложении налогом на прибыль доходов бюджетных учреждений, полученных от оказания услуг пенсионерам и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях ст.

270 НК РФ Расходы, не учитываемые в целях налогообложения Приказ ФНС РФ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected] Форма и формат налоговой декларации по налогу на прибыль организации ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль” Руководство для исчисления налога на прибыль Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н Утверждение ПБУ 18/02 Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов. Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст.

249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж). Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.

Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль). Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?

Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности. Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:

  1. подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
  2. обоснованы и экономически оправданы,
  3. возникли в рамках коммерческой деятельности.

Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи.

Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств. Поделитесь статьей

(голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка.

Обсуждения

  1. НИНА Все коротко, понятно. Спасибо.

Рекомендуем похожие статьи Горячее Запишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников 29 авторских уроков Поле не заполненоПолучить сейчас! Более 45 000 подписчиков Полезно знать Льготы по налогу на прибыль организаций: федеральные и региональные льготы для предприятий разной формы.

Льготы по налогу на прибыль организаций: медицинских и образовательных, учреждений культуры, социальных организаций. Налоговые льготы для инновационных предприятий.

Льготы для предприятий, работающих в местностях, пострадавших от радиации Наши книги

Бухгалтерский учет налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии 8»


Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

05.08.2019 подписывайтесь на наш канал

Организация ведет налоговый учет, рассчитывает налог на прибыль, уплачивает его и отражает в налоговой декларации в соответствии с нормами налогового законодательства. Рассчитанная сумма налога на прибыль с точки зрения бухгалтерского учета — это свершившийся факт хозяйственной жизни.

О том, как исчисленный налог на прибыль учитывается в бухгалтерском учете, как применение положений ПБУ 18/02 влияет на бухгалтерские проводки при начислении налога, и каким образом организован аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, рассказывают эксперты 1С. Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль организаций в «1С:Бухгалтерии 8» предназначен счет 68.04.1 «Расчеты с бюджетом», подчиненный счету 68.04 «Налог на прибыль». По кредиту счета 68.04.1 отражается начисление налога на прибыль.

По дебету счета 68.04.1 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет (включая авансовые платежи по налогу).

Аналитический учет на счете 68.04.1 ведется:

  1. по видам платежей (субконто Виды платежей в бюджет (фонды)). Для отражения операций по начислению и уплате налога (авансовых платежей) используется вид платежа Налог (взносы): начислено / уплачено (другие возможные виды платежей по налогу на прибыль рассмотрим далее);
  2. по бюджетам, в которые подлежит уплате налог (субконто Уровни бюджетов). Для налога на прибыль это Федеральный бюджет и Региональный бюджет.

Проводки по начислению налога на прибыль в программе формируются автоматически при выполнении ежемесячной регламентной операции Расчет налога на прибыль, входящей в обработку Закрытие месяца. Суммы проводок по начислению налога на прибыль рассчитываются следующим образом:

  • По данным налогового учета ежемесячно определяется налогооблагаемая база нарастающим итогом с начала года (независимо от порядка уплаты авансовых платежей и от порядка признания отчетных периодов в соответствии со статьями 285 и 286 НК РФ).
  • Выполняется расчет налога на прибыль по каждому бюджету.
  • Рассчитанные суммы сравниваются с суммами налога, исчисленного в прошлом месяце текущего налогового периода (по каждому бюджету). Если выявляется положительная разница, то вводятся проводки по «доначислению» налога. Если разница окажется отрицательной, то отражается уменьшение ранее начисленных сумм налога.

Таким образом, сумма исчисленного налога, указанная в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв.

приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/[email protected]) за отчетный (налоговый) период, должна совпадать с кредитовым оборотом счета 68.04.1 по виду платежа Налог (взносы): начислено / уплачено за соответствующий период. Порядок отражения операций по начислению налога на прибыль организаций в «1С:Бухгалтерии 8» зависит от того, применяет ли организация Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Примечание Минфин России приказом от 20.11.2018 № 236н утвердил новую редакцию ПБУ 18/02. Применять утвержденные Приказом № 236н изменения следует с отчетности за 2020 год.

Организации могут вести учет по новым правилам и ранее, например с 2020 или с 2018 года. Подробнее о ПБУ 18/02 в ред. Приказа № 236н и о поддержке в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. в статье . Порядок применения ПБУ 18/02 настраивается в регистре сведений Учетная политика (раздел Главное).

Если организация применяет положения ПБУ 18/02, то переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств (ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций») следует установить в одно из положений:

  1. Ведется балансовым методом;
  2. Ведется затратным методом (методом отсрочки). В программе данный метод можно применять и после 2020 года, поскольку ПБУ 18/02 не содержит ограничений для применения организацией любого из этих способов по своему выбору (Информационное сообщение Минфина России от 28.12.2018 № ИС-учет-13).

Если в программе установлен затратный метод, то регламентная операция Расчет налога на прибыль выполняет сразу две функции: и начисление налога для уплаты в бюджет (по данным налогового учета), и расчеты по ПБУ 18/02 (по данным бухгалтерского учета). Если же организация применяет балансовый метод, то в состав обработки Закрытие месяца включаются две отдельные регламентные операции:

  1. Расчет налога на прибыль — выполняет только начисление налога по данным налогового учета для уплаты в бюджет;
  2. Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 — выполняет только расчеты по ПБУ 18/02 по данным бухгалтерского учета (по новому алгоритму, то есть балансовым методом) для финансовой отчетности.

В любом случае рассчитанные суммы налога на прибыль начисляются проводкой: Дебет 68.04.2 Кредит 68.04.1.

Одновременно суммы налога распределяются по бюджетам различных уровней.

Уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет, отражается сторнировочной записью с одновременным распределением по бюджетам: СТОРНО Дебет 68.04.2 Кредит 68.04.1. Счет 68.04.2 «Расчет налога на прибыль» специально используется в программе для обобщения информации о порядке расчета налога на прибыль организаций в соответствии с положениями ПБУ 18/02.

Аналитический учет по счету 68.04.2 не предусмотрен. Расчеты по ПБУ 18/02 включают в себя следующие операции:

  1. признание постоянного налогового расхода (дохода) по налогу на прибыль. Постоянный налоговый расход (доход) по налогу на прибыль рассчитывается как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, и ставки налога на прибыль. Для обобщения информации о сумме признанного постоянного налогового расхода (дохода) в программе используется счет 99.02.3 «Постоянное налоговое обязательство».
  2. определение условного расхода (дохода) по налогу на прибыль. Условный расход (доход) по налогу на прибыль рассчитывается как произведение бухгалтерской прибыли за отчетный период и ставки налога на прибыль. Для обобщения информации о суммах условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в программе предназначены счета 99.02.1 «Условный расход по налогу на прибыль» и 99.02.2 «Условный доход по налогу на прибыль»;
  3. признание (погашение) отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО). Для обобщения информации о наличии и движении ОНА и ОНО предназначены счета 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства». Аналитический учет ОНА и ОНО ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла временная разница;

Примечание О преимуществах балансового метода и о том, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 применяется этот метод при определении временных разниц, см. статьи и . Проводки, относящиеся к расчетам по ПБУ 18/02 балансовым методом, представлены в таблице.

Таблица Проводки, формируемые в программе при выполнении регламентной операции «Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02» Обратите внимание, что налог на прибыль начисляется в целых рублях, а суммы условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, ОНА и ОНО, постоянного налогового расхода (дохода) — в рублях и копейках.

В результате на счете 68.04.2 может возникнуть разница (даже если постоянные и временные разницы отражены в учете корректно).

Возникший остаток автоматически списывается на счет 99.09 «Прочие прибыли и убытки» проводкой: Дебет 99.09 Кредит 68.04.2 или Дебет 68.04.2 Кредит 99.09. Таким образом, после выполнения регламентных операций Расчет налога на прибыль и Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 счет 68.04.2 всегда закрывается.

Рассмотрим на конкретном примере, как выполняются расчеты по налогу на прибыль при применении ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 и какие при этом формируются проводки.

ООО «Торговый дом «Комплексный»» применяет ОСНО и положения ПБУ 18/02 в соответствии с новой редакцией, утв. Приказом № 236н. Ставка налога на прибыль составляет 20% (в т. ч. 3% — в Федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет).

В январе 2020 года в бухгалтерском учете организации отражены следующие финансовые показатели:

  1. прямые расходы производства — 72 000 руб.;
  2. выручка от реализации — 1 000 000 руб. (без учета НДС);
  3. управленческие расходы — 230 000 руб.;
  4. прочие доходы — 8 000 руб.

В регистрах налогового учета отражены следующие показатели:

  1. доходы от реализации — 1 000 000 руб.;
  2. косвенные расходы на производство — 228 000 руб.
  3. прямые расходы на производство и реализацию — 72 000 руб.;

Вычитаемая временная разница по виду актива «Доходы будущих периодов» составляет:

  1. 112 000 руб.

    — на 01.01.2019;

  2. 104 000 руб.

    — на 01.02.2019.

Налогооблагаемая временная разница по виду актива «Основные средства» составляет:

  1. 116 000 руб. — на 01.02.2019.
  2. 118 000 руб. — на 01.01.2019;

Рассчитаем налог на прибыль за январь 2020 года по данным налогового учета:

  • 140 000 руб.

    — налог на прибыль (700 000 руб. х 20%), в т. ч. 21 000 руб. — в Федеральный бюджет (700 000 руб.

    х 3%); 119 000 руб. — в региональный бюджет (700 000 руб.

    х 17%).

  • 700 000 руб. — налоговая база (1 000 000 руб. — (72 000 руб. + 228 000 руб.)).

При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 1). Рис. 1. Начисление налога на прибыль в корреспонденции со счетом 68.04.2 Выполним расчеты по ПБУ 18/02 за январь 2020 года по данным бухгалтерского учета:

  • 706 000 руб. — прибыль по данным бухгалтерского учета ((1 000 000 руб. + 8 000 руб.) — (230 000 руб. + 72 000 руб.)).
  • 1 600 руб. — погашение ОНА ((112 000 руб. — 104 000 руб.) х 20%).
  • 400 руб. — погашение ОНО ((118 000 руб. — 116 000 руб.) х 20%).
  • 141 200 руб. — условный расход по налогу на прибыль (706 000 х 20%).

При выполнении регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 автоматически сформируются следующие проводки (см. рис. 2). Рис. 2. Расчеты с применением ПБУ 18/02 На рисунках 3 и 4 представлены Анализы счетов 68.04.1 и 68.04.2.

Рис. 3. Анализ счета 68.04.1 Рис. 4. Анализ счета 68.04.2 Представленные проводки и стандартные отчеты по счетам расчетов по налогу на прибыль демонстрируют, что счет 68.04.2 в программе играет сугубо техническую (вспомогательную) роль.

Например, «Порядок учета налога на прибыль», принятой Комитетом по рекомендациям 26.04.2019 фонда «НРБУ «БМЦ»», счет 68.04.2 вообще не используется. Если организация не применяет положения ПБУ 18/02, то переключатель Учет отложенных налоговых активов и обязательств (ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций») следует установить в положение Не ведется. В этом случае при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль счет 68.04.1 корреспондирует со счетом 99.01.1

«Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения»

(со значением вида субконто Налог на прибыль и аналогичные платежи).

Начисление сумм текущего налога на прибыль к уплате отражается проводкой с одновременным распределением по бюджетам: Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1. Соответственно, уменьшение сумм, причитающихся к уплате, отражается записью с распределением по бюджетам: СТОРНО Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1. Изменим условия Примера 1 и рассмотрим, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 отражаются расчеты по налогу на прибыль, если положения ПБУ 18/02 не применяются.

ООО «Торговый дом «Комплексный»» применяет ОСНО, положения ПБУ 18/02 не применяет. Числовые показатели соответствуют условиям Примера 1. В данной ситуации при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см.

рис. 5). Рис. 5. Начисление налога на прибыль в корреспонденции со счетом 99.01.1 Независимо от порядка применения положений ПБУ 18/02 кредитовый оборот счета 68.04.1 по виду платежа Налог (взносы): начислено / уплачено за отчетный (налоговый) период совпадает:

  1. с суммой исчисленного налога на прибыль, указанной в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
  2. с суммой текущего налога на прибыль, указанной в отчете о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

О начислении налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. также (+ видео). Организация, которая начисляет дивиденды участнику общества (акционеру) — юридическому лицу, должна исполнить обязанности налогового агента и удержать налог на прибыль при выплате дивидендов. Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль при выплате дивидендов предназначен отдельный счет 68.34

«Налог на прибыль при исполнении обязанностей налогового агента»

.

Налог с дивидендов уплачивается всегда в Федеральный бюджет, поэтому аналитический учет на счете 68.34 ведется только по видам платежей в бюджет.

Для обществ с ограниченной ответственностью начисление дивидендов и удержание налога при выплате доходов от участия можно зарегистрировать в программе автоматически с помощью документа Начисление дивидендов (раздел Операции). Для акционерных обществ начисление дивидендов по акциям и удержание налога следует отражать документом Операция (раздел Операции — Операции, введенные вручную). В любом случае удержание налога на прибыль при исполнении обязанностей налогового агента при выплате дивидендов должно отражаться проводкой: Дебет 75.02 Кредит 68.34.

Счет 75.02 «Расчеты по выплате доходов» предназначен для обобщения информации по выплате доходов учредителям (участникам) организации (акционерам акционерного общества, участникам полного товарищества, членам кооператива и т. п.). Таким образом, «агентский» налог учитывается обособленно и не влияет на обороты счета 68.04.1. 1С:ИТС Подробнее о порядке налогового и бухгалтерского учета налога на прибыль организаций см.

в практическом пособии под редакцией д. э. н., проф. С.А. Харитонова в разделе «Инструкции по учету в программах 1С».

Теперь рассмотрим подробнее виды платежей, которые могут использоваться для аналитического учета расчетов с бюджетом.

Вид платежа выбирается из предопределенного программой списка и для налога на прибыль может принимать значение:

  1. Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно);
  2. Налог (взносы): начислено / уплачено;
  3. Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
  4. Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).
  5. Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно);
  6. Штраф: начислено / уплачено;

Вид платежа Налог (взносы): начислено / уплачено используется для отражения операций по начислению и уплате налога (авансовых платежей), причем проводки в программе формируются автоматически при выполнении ежемесячной регламентной операции Расчет налога на прибыль, входящей в обработку Закрытие месяца. Несмотря на это, некоторые пользователи пытаются вручную начислять ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в следующем квартале, чтобы оперативно контролировать состояние расчетов с бюджетом. Делать этого не следует — можно нарушить учет.

К тому же такие действия бессмысленны: при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль налог рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, в том числе с учетом ручных проводок и корректировок налоговой базы текущего периода. Для сопоставления данных по налогам (пеням, штрафам), которыми располагает налоговая инспекция, с данными налогоплательщика, предназначена сверка расчетов с ФНС. Сервис 1С-Отчетность позволяет получить акт сверки расчетов с налоговой инспекцией в электронном виде в наглядной и компактной форме.

Подробнее об автоматизации сверки с ФНС в программе «1С:Бухгалтерия 8» см. статью . Иное дело, если организация обнаруживает ошибку в декларации прошлого налогового периода, которая привела к недоплате налога. В этом случае требуется не только скорректировать сальдо расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (то есть самостоятельно доначислить и доплатить налог за прошлые годы), но и обособленно отразить в учете и отчетности налог, не относящийся к текущему налоговому периоду.

Напоминаем, что в отчете о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) сумма доначисленного налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок прошлых лет, не влияющая на текущий налог на прибыль отчетного периода, отражается по отдельной статье отчета после статьи текущего налога на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02). Для выполнения указанных требований следует использовать отдельный вид платежа — Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно). В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) дополнительное начисление налога на прибыль с увеличения налоговой базы, которое произошло в результате внесенных в налоговый учет исправлений, выполняется с помощью документа Операция (раздел Операции — Операции, введенные вручную).

В периоде обнаружения ошибки нужно ввести бухгалтерские записи, распределив налог к уплате по уровням бюджета: Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1 — с видом платежа Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно), рис. 6. Рис. 6. Доначисление налога на прибыль из-за ошибки прошлых лет Независимо от того, применяет организация положения ПБУ 18/02 или нет, при самостоятельном доначислении налога на прибыль счет 68.04.1 должен корреспондировать со счетом 99.01.1

«Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения»

со значением вида субконто Налог на прибыль и аналогичные платежи. В этом случае расчеты по налогу на прибыль текущего года не будут затронуты.

Если причитающиеся суммы налогов уплачиваются в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, то организация должна самостоятельно исчислить и уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли расходы в виде пеней за просрочку уплаты налогов не учитываются (п.

2 ст. 270 НК РФ). По поводу начисления пеней в бухгалтерском учете существует две точки зрения:

  • Пени по налогам, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в том же порядке, что и санкции за несоблюдение налогового законодательства, то есть отражаются по дебету счета 99 в корреспонденции со счетом 68 (см. Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
  • Пени представляют собой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и не являются налоговой санкцией (п. 1 ст. 75, п.п. 1, 2 ст. 114 НК РФ). Суммы пеней, начисленные организацией в связи с неполной уплатой налога в установленные сроки, удовлетворяют определению расхода, приведенного в пункте 2 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Начисленные пени в программе отражаются по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 68.

Руководствуясь профессиональным суждением, организация самостоятельно определяет порядок начисления пеней и утверждает его в своей учетной политике.

Для самостоятельного начисления и уплаты пеней в программе также следует использовать документ Операция и самостоятельный вид платежа Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно). Если организация начисляет в программе пени по дебету счета 99.01.1, то в качестве аналитики необходимо выбрать значение Причитающиеся налоговые санкции (рис.

7). Рис. 7. Начисление пеней В этом случае пени не занизят налогооблагаемую базу, и программа рассчитает налог в соответствии с правилами главы 258 НК РФ. Отражать постоянную разницу в ресурсе Сумма Дт ПР: 99.01.1 не требуется. 1С:ИТС Для расчета денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в качестве пени, можно воспользоваться из раздела «Справочная информация».

Начислять налог на прибыль, а также штрафные санкции и пени по акту выездной или камеральной проверки следует вручную, используя соответствующие виды платежа:

  1. Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
  2. Штраф: начислено / уплачено;
  3. Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).

Таким образом, в оборотах счета 68.04.1 может отражаться не только начисление и уплата налога на прибыль текущего налогового периода, но и сумма налогов, относящихся к прошлым годам, а также штрафные санкции и пени по налогу.

Однако благодаря аналитическому учету, который поддерживается в программе, указанные виды платежей учитываются обособленно (рис.

8). Рис. 8. Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль Темы: , , , Рубрика: , Поделиться с друзьями: Подписаться на комментарии Отправить на почту Печать Проверки контролирующих органов Штрафовали ли в вашу организацию контролирующие органы в течение последних 4 кварталов? Да, на нашу организацию неоднократно штрафовали.

Да, штрафовали один раз. Нет, претензии были, но контролирующие органы ограничились предупреждением.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх