Главная - Трудовое право - Отчет о соблюдении предельного уровня соотношения заработной

Отчет о соблюдении предельного уровня соотношения заработной


Отчет о соблюдении предельного уровня соотношения заработной

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников


Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» изложена в новой редакции ст. 145 ТК РФ. В нее введены нормы, регулирующие вопросы установления предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и работников организаций государственного сектора. По общему правилу максимальный размер заработной платы работника законодательством не ограничен.

Исключение — случаи, установленные Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 132 ТК РФ). К числу таких исключений относится, в частности, заработная плата руководителей организаций государственного сектора. В государственных и муниципальных организациях установлена обязанность работодателя определять предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (ч.

2 ст. 145 ТК РФ). Эта обязанность касается:

  1. государственных и муниципальных учреждений;
  2. территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  3. государственных внебюджетных фондов РФ;
  4. государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — ГУП, МУП).

Конкретные соотношения среднемесячной заработной платы руководящих и остальных работников данных организаций должны установить учредители.

Однако предельные нормы этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  1. для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  2. для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ — нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  3. для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При определении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководящих работников, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной зарплаты работников таких фондов, учреждений, предприятий не учитывается заработная плата соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера. К СВЕДЕНИЮ В настоящее время предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников в кратности от 1 до 8 установлен для: • руководителей и работников федеральных государственных учреждений (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (в ред.

от 10.12.2016)); • руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников федеральных государственных унитарных предприятий (п.

6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (в ред. от 10.12.2016)). В ч. 3 ст. 145 ТК РФ предусмотрены исключения в отношении отдельных категорий руководителей.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — ФГУП), государственных учреждений субъектов РФ, ГУП субъектов РФ, муниципальных учреждений, МУП, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Так, без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы по решению учредителя могут быть установлены условия оплаты труда:

  1. руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров ФГУП, включенных в перечень ФГУП, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 № 2555-р (в ред. от 10.12.2016), за исключением ФГУП, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ.
  2. руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений, включенных в перечень федеральных учреждений, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р (в ред. от 10.12.2016), за исключением ФГУП, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ;

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остальных работников организаций государственного сектора должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с рассмотренными выше изменениями в законодательстве Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

также внесены изменения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

В указанном Положении теперь содержатся нормы, регламентирующие порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, а также работников государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУП и МУП. Согласно требованиям новой ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые являются учредителями соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанная информация также может размещаться на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий, если такое решение приняли их учредители.

В отношении этого вида нарушения применяются общие нормы об ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Так, организация (фонд, учреждение, предприятие) может быть привлечена к административной ответственности по ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа:

  1. для должностных лиц (например, руководитель организации) — штраф в размере от 1000 до 5000 руб.;
  2. для юридических лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, за несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников организаций государственного сектора законодательством предусмотрены иные меры ответственности.

В ст. 278 ТК РФ теперь содержится новое дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем организации может быть несоблюдение установленного в соответствии со ст.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем организации может быть несоблюдение установленного в соответствии со ст.

145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо ГУП или МУП и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия.

Таким образом, работодатель в лице федерального органа государственной власти, органа власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления может уволить руководителя организации, если имеет место несоблюдение установленного предельного уровня соотношения среднемесячных заработных плат руководства и остальных работников. Вступил в силу 01.01.2017. Далее по тексту — Федеральный закон № 347-ФЗ. Абзац 8 п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (в ред.

от 10.12.2016). Абзац 3 п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (в ред. от 10.12.2016).

Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования.

В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям. Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583).

То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ. Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают.

В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ), а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров. Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители.

Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  1. в отношении государственных учреждений регионального подчинения – субъектами РФ;
  2. в отношении федеральных государственных учреждений – Правительством РФ;
  3. в отношении муниципальных учреждений – органами местного самоуправления.

Для федеральных учреждений данный документ разработан – проект постановления Правительства РФ, вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение.

Что же предлагают законодатели? В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п.

9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений. При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения, за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования.

Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения.

То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения.

Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя. Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет). А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить.

Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень.

С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя – о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ.

В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922

«Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

(далее – Постановление № 922) – в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня). Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года.

Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей. Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом – как по основной работе, так и при совмещении.

Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха. В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  1. выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
  2. начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;

Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова.

  • Высчитывается соотношение – среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.
  • Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников.

    Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).

  • Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году).

    Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.

Раскрытие информации о зарплате Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала – не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников.

В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.К сведению В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме.
По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.К сведению В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме.

В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи). Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

На федеральном уровне такой документ разработан – проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru. Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным.

Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  • правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  • нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.

Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка. Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения.

В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

. В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения – см.

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р

«Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен»

.

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий»

. : Теги:

  1. , эксперт журнала

Заработная плата руководящего состава учреждений спорта

Важное 17 мая 2018 г.

13:12 Автор: Зарипова М., эксперт журнала Журнал «» № 5/2018 Каждое учреждение физической культуры и спорта имеет административно-управленческий персонал в лице руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера.

Все перечисленные лица также являются работниками данного учреждения и получают за свой труд заработную плату.

Однако если зарплата обычного работника законодательно максимально не ограничена, то оплата труда руководителей, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы. Об этом мы поговорим в статье. В соответствии с ч. 4 ст. 123.21 ГК РФ назначение на должность руководителя учреждения относится к компетенции его учредителя.

Именно учредитель заключает с руководителем , в котором оговариваются условия оплаты его труда. Типовая форма трудового договора с руководителем утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. Однако зарплата руководителю учреждения спорта выплачивается за счет средств самого учреждения, поскольку ставка руководителя включена в организации.

Административный управленческий персонал учреждения, как и обычные работники, получает за свой труд заработную плату, которая в силу ст.

129 ТК РФ, п. 21 Единых рекомендаций состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Так, размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения.
Так, размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений устанавливаются на 10 – 30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (см. п. 6 Положения № 583). Выплаты компенсационного характера руководителям определяются в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права (п.

23 Единых рекомендаций). Что касается стимулирующих выплат, выплачиваемых руководителю, они устанавливаются в зависимости от достижения последним целевых показателей эффективности работы, определяемых учредителем, в ведении которого находится учреждение (п.

24 Единых рекомендаций). Отметим, что показателем эффективности работы руководителя в 2018 году может быть рост среднего заработка работников организации в отчетном году по сравнению с предшествующим годом.

При этом не учитывается повышение размера заработной платы согласно решениям вышестоящих органов. Как было отмечено выше, оплата труда руководителей учреждения спорта, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы.

В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. В настоящее время предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений устанавливается их учредителями в кратности от 1 до 8 (п.

9 Положения № 583). В отношении вышеперечисленных управленцев федеральных учреждений спорта действует Приказ Минспорта РФ от 02.09.2013 № 701.

В нем установлен коэффициент кратности 8. В каждом субъекте РФ разработан соответствующий нормативный акт, регулирующий уровни соотношений среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений субъекта РФ. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.01.2017 № 34 для перечисленных управленцев казенных, бюджетных, автономных учреждений Нижегородской области установлен размер в кратности 8.

Аналогичный размер установлен для управленческого персонала в Ленинградской обрасти (см.

Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 с учетом изменений). Федеральным законом от 03.07.2016 № 347-ФЗ предусмотрена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.

Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров предприятий и учреждений, включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ст.

145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р и от 12.12.2015 № 2555-р. В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение (Информация Минтруда РФ «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

).

Заметим, что контроль за соблюдением законодательства РФ (в том числе в части соблюдения Федерального закона № 347-ФЗ) проводится соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства РФ (например, Прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций. Напомним, что по ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчет предельного уровня зарплаты руководителей и работников следует производить с опорой на Положение № 922.

В соответствии с п. 20 Положения № 922 расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников организаций (далее – расчет соотношения среднемесячной заработной платы) производится по итогам календарного года.

В расчете соотношения среднемесячной заработной платы не учитываются в списочном составе работников и в составе фактически начисленной заработной платы показатели по руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Расчет данного соотношения производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

Среднемесячная заработная плата руководителя организации определяется так: Фактически начисленная заработная плата руководителя за календарный год / 12(количество месяцев в году) В случае выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения среднемесячной заработной платы фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом. При наличии работы по совместительству у заместителя руководителя, главного бухгалтера в расчете соотношения среднемесячной заработной платы учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

При расчете среднемесячной заработной платы работников организации учитываются:

  1. начисленная заработная плата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обу- словленные районным регулированием оплаты труда;
  2. выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Следует обратить внимание, что в фактически начисленной заработной плате для определения среднемесячной заработной платы не учитываются выплаты, предусмотренные п. 3 Положения № 922, компенсации, выплачиваемые при прекращении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.

Кроме того, в расчет среднего заработка не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Среднемесячная заработная плата работников организации рассчитывается по формуле: Фактически начисленная заработная плата работников списочного состава за календарный год / Средняя численность указанных работников за соответствующий календарный год / 12(количество календарных месяцев в году) Определение среднесписочной численности указанных работников за соответствующий календарный год осуществляется в соответствии с методикой, используемой для целей федерального статистического наблюдения. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации определяется путем деления среднемесячной заработной платы руководителя на среднемесячную заработную плату работников.

Аналогичным образом рассчитывается соотношение среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников. Согласно имеющимся данным по итогам 2017 года зарплата работников бюджетного учреждения спорта составила 45 000 000 руб.

(при численности рабочего персонала 100 чел. без учета ставок руководителя, заместителя, главного бухгалтера), руководителя организации – 1 320 000 руб., заместителя – 600 000 руб., главного бухгалтера – 420 000 руб. Руководитель, заместитель руководителя и отработали в организации весь 2017 год.

Предельный уровень кратности зарплат, установленный учредителем на 2017 год, – 4.

Исходя из имеющихся данных, произведем расчет кратности зарплат:

  • Определим среднемесячные заработные платы. Они составят:

Категория Среднемесячная зарплата Расчет Работники 37 500 руб.

45 000 000 руб. / 100 чел. / 12 мес.

Руководитель организации 110 000 руб. 1 320 000 руб. / 12 мес. Заместитель руководителя организации 50 000 руб.

600 000 руб. / 12 мес. Главный бухгалтер 40 000 руб. 480 000 руб. / 12 мес.

  • Определим уровень кратности зарплат. Он составит:

Категория Кратность Расчет Руководитель организации 2,93 110 000 руб.

/ 37 500 руб. Заместитель руководителя организации 1,33 50 000 руб. / 37 500 руб. Главный бухгалтер 1,07 40 000 руб. / 37 500 руб. Таким образом, зарплата руководителя, его заместителя и главного бухгалтера в 2017 году не превысила установленный учредителем предельный уровень (2,93 < 4; 1,33>< 4; 1,07>< 4).> Согласно ст.

349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами (по решению указанных органов данная информация может размещаться на официальных сайтах учреждений). Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521. Согласно п. 4 данных правил информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Необходимо отметить, что в соответствии с Информацией Минтруда РФ названные сведения за 2017 год нужно разместить не позднее 15.05.2018.

В состав информации о средней зарплате включаются полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф.

И. О. руководящего работника, подающего сведения. В то же время здесь запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер. * * * Кратко сформулируем основной вывод.

Оплата труда руководителя учреждения спорта, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы.

В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх