Главная - Другое - Можно ли перевести откадастрированный участок обратно в квартал

Можно ли перевести откадастрированный участок обратно в квартал


Можно ли перевести откадастрированный участок обратно в квартал

Земельный участок не стоит на кадастровом учете: возможные причины


опубликовано: 24.11.2017 Зачастую возникают случаи, когда границы земельного участка не установлены. В ряде случаев речь идет о ранее учтенных земельных участках, иногда о неучтенных в государственном кадастре недвижимости.

Законодательство РФ выделяет несколько категорий земельных участков, в настоящей статье будет рассмотрено две из них: неучтенные и ранее учтенные.

К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке.

Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, государственный кадастр недвижимости не содержит каких-либо сведений о них. Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В частности, это могут быть необъективные причины – информация о государственном учете данного земельного участка утрачена, либо объективные причины – земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до ни после принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Обязательно ли ставить участок на кадастровый учет? В силу прямого указания, содержащегося в п.

1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст.

70 Земельного кодекса РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений.

Без соблюдения данного условия оборот такого земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок.

Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен. Читайте также: Подготовка правовых заключений.

Неучтенный земельный участок. Судебная практика. В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 N 4г-2095/2016, в котором судом установлено, что земельный участок был предоставлен истцу совхозом во временное пользование, истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, следовательно, по состоянию на 1998 г.

Судебная практика. В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 N 4г-2095/2016, в котором судом установлено, что земельный участок был предоставлен истцу совхозом во временное пользование, истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, следовательно, по состоянию на 1998 г. истец утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление. При этом Московский городской суд указал, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород; никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось.

В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение 10 лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН.

Таким образом, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка, признании права собственности на него и исправлении кадастровой ошибки отсутствуют. Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу N 33-41571/2015, в котором суд указал, что если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений. При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении Верховного Суда РФ от 06.12.2005 N 4-В05-42.

В частности, ВС РФ признал необоснованным вывод о том, что в соответствии со ст.

130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, поскольку такой вывод противоречит содержанию ст.

130 ГК РФ и ст. 1 названного Федерального закона.

В названных статьях нет положения о том, что земельный участок не может считаться объектом недвижимости, если его границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке. Действительно, вместе с тем, следует учитывать, что с внесением изменений в законодательство для целей государственного кадастрового учета являются действительными сведения о постановке земельных участок на учет, которые возникли до введения в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в момент действия переходных положений. Данный вывод сделан исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом. Вас могут заинтересовать услуги по регистрации недвижимости.

Согласно пункту 11 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 данного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. Кадастровый учет ранее учтенных земельных участков.

К другой категории земельных участков – ранее учтенных –можно отнести те земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью. В частности это могут быть случаи:

  1. когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
  2. отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
  3. когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

Например, местоположением каждого такого земельного участка может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов. При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяют в отношении его осуществлять определенные виды кадастровой деятельности.

Поэтому такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены. Вместе с тем, следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ, части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости.

Отсутствия границ земельного участка: документальное оформление.

Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка в государственном кадастре недвижимости. В частности, согласно п. 13 Приложения 3 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504

«Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории»

(зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2014 N 34670) при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, в также в случае, если содержащиеся в ГНК координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, в графе 15 кадастрового паспорта указываются слова:«Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

В случае если границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков, указываются слова:

«Граница земельного участка пересекает границы земельных участков (земельного участка) с кадастровыми номерами (кадастровым номером) _____________»

.

Вам может быть интересна услуга: Представительство в суде по гражданским делам. Судебная защита прав собственников земельных участков без кадастрового номера.

Вместе с тем, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав.

Данная позиция сформирована за счет Определения Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N 14-КГ15-7 (Судебная коллегия по гражданским делам), в котором ВС РФ указал, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного Федерального закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков.

Тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками. Новый законопроект решит проблему отсутствия описания границ земельного участка В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, не имеют точного описания границ.

Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации являетсято обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ таких земельных участков.

Как правило, причиной возникновения такой ситуации являетсято обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ таких земельных участков. Отсутствие описания границ земельного участка существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости.

Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге).

Вышеуказанный подход будет применяться еще недолго, поскольку с 2018 года сделки с земельными участками без установленных границ станут невозможными.

Такой вывод следует из анализа положений Проекта Федерального закона

«Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

. При этом статьей 25 законопроекта предлагается запретить с 1 января 2018 года любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный законопроект направлен на реализацию Распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Так, пунктом 21.4 указанного распоряжения предусмотрено исключение с 1 января 2018 г. из законодательства положений, допускающих внесение сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельных участков.

Данная законодательная инициатива, безусловно, актуальна, вместе с тем, способ ее реализации представляется не очень удачным. Это обусловлено, во-первых, небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, во-вторых, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по государственному кадастровому учету.

Возможно вас заинтересует: Постановка помещений на кадастровый учет. Комплексные кадастровые работы Вышеуказанный законопроектзакрепляетновое понятие«комплексные кадастровые работы». Результатом проведения таких работ будет карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ.

Результатом проведения таких работ будет карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ. Судебная практика по вопросу о статусе земельных участков без границ Судебная практика, связанная с государственной регистрацией земельных участков, границы которых не определены или определены недостаточно конкретно, многогранна.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2016 N Ф05-9957/2016 по делу N А40-189908/15 суд отклонил доводы Управления Росреестра по Москве о том, что отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка, поскольку из раздела кв.

5 и кв. 6

«Описание поворотных точек границ земельного участка»

, указанных в кадастровом плане от 2005 года и кадастровой выписке от 2015 года, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:106. Таким образом, суд обоснованно признал правомерными то описание границ, которое существовало до введения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». ДоводУправления Росреестра по Москве о возможности отказа в госрегистрации в силу п.

1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

суд отклонил. Вместе с тем, в силу указанной статьи в государственной регистрации может быть отказано при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, а также в случаях, когда одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде. Юридическая сила согласования границ земельных участков В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2016 N Ф05-663/2016 по делу N А40-77214/2015 рассмотрен аналогичный случай, когда заявитель представил доказательства согласования границ земельного участка.

При этом суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях государственного кадастра недвижимости, содержащих уникальные характеристики объекта недвижимости, как и кадастровый паспорт. Суд апелляционной инстанции также указал, что ни из кадастровой выписки, представленной заявителем, ни из кадастрового паспорта, полученного заинтересованным лицом, не усматривается наличие пересечения границ спорного земельного участка и смежных земельных участков.Вместе с тем государственный регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, доказательства обратного заинтересованным лицом не представлены. Сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, представленной заявителем, оставлены без внимания.

Обратную ситуацию можно увидеть, когда заявитель не смог предоставить суду доказательств согласования границ земельного участка (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 N 17АП-11986/2015-ГК по делу N А60-19419/2015). Изучив материалы, суд пришел к нижеуказанным выводам. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев: если кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; в иных установленных федеральным законом случаев.

В пункте 2 статьи 19 Закона о регистрации указано, что если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

Указанное обстоятельство в силу положений п. 1 ст. 19 Закона о регистрации является препятствием для государственной регистрации прав на земельные участки. Поскольку имеющееся препятствие в установленный срок заявителем не устранено, оспариваемый отказ в государственной регистрации не противоречит закону.

Вывод о последствиях отсутствия кадастрового учета земельных участков Таким образом, отсутствие сведений о границах земельного участка может в ряде случаев повлечь отказ в государственной регистрации прав на данный земельный участок, сделать распоряжение земельным участком затруднительным или создать ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд.

Рекомендуем учитывая предстоящие изменения в земельном законодательстве, уже сейчас задуматься об установлении границ земельных участков.

Кроме того, кадастровый учет земельных участков, конечно же, позволит избежать споров с собственниками (владельцами) смежных земельных участков. Возможно, вас заинтересуют услуги по снижению кадастровой стоимости земельного участка Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Читайте также

  1. Требования к упаковке в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза о безопасности упаковки
  2. Снос пятиэтажек по программе реновации. Есть ли противоречия закону?
  3. Ответственность микрофинансовой организации за непредставление информации или несовершение блокирования денежных средств

При постановке на государственный кадастровый учет земельные участки наделяются целым рядом характеристик как основных, так и дополнительных. Помимо очевидных всем характеристик (кадастровый номер, площадь, адрес и т.д.), земельные участки также имеют категорию земель, вид разрешенного использования, статус.

Что же значит статус земельного участка — временный, учтённый, аннулированный. Сведения об объекте недвижимости могут иметь статус: «временные», «учтенные» (или «ранее учтенные») и «аннулированные».

В случае, когда земельный участок поставлен на кадастровый учет без последующей регистрации прав собственности на него, статус записи о таком участке в ЕГРН будет «временный».

Статус объекта «временный» в Росреестре будет до тех пор, пока не будет осуществлена процедура регистрации прав собственности на такой земельный участок. При этом, если земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 1 января 2017 года, то права на него нужно зарегистрировать до 1 марта 2022 года.

При этом, если земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 1 января 2017 года, то права на него нужно зарегистрировать до 1 марта 2022 года. Если участок был поставлен на кадастровый учет, т.е. его индивидуальные характеристики внесены в ЕГРН, но по каким-либо причинам регистрация права на него не была осуществлена, то после 1 марта 2022 года запись в ЕГРН о таком участке автоматически приобретет статус «аннулированный».

Соответственно процедуру кадастрового учета придется проходить заново. Земельные участки, в отношении которых проведены процедуры государственного кадастрового учета и регистрации права собственности (или иного вещного права) в соответствии со всеми нормами и правилами, коих требует действующее законодательство, имеют статус записи в ЕГРН «учтенный».

Собственник земельного участка, запись в ЕГРН о котором носит статус «учтенный», может совершать любые законные действия и сделки в отношении такого надела: разделить, объединить, продать, подарить, сдать в аренду, изменить вид разрешенного использования и т.д. Что необходимо сделать, чтобы изменить статус земельного участка с «временного» или «аннулированного» на «учтенный»?

Чтобы изменить статус записи в ЕГРН о земельном участке с «временного» на «учтенный» достаточно зарегистрировать право на такой объект недвижимости. Чтобы перевести земельный участок из «аннулированного» в «учтенный» потребуется повторная подготовка межевого плана, а соответственно заявление будет подаваться на одновременный кадастровый учет и регистрацию права собственности. Проверить статус земельного участка можно с помощью открытых источников, таких как публичная кадастровая карта, понадобится лишь ввести кадастровый номер.

Также статус сведений об объекте недвижимости указывается в выписке из ЕГРН на такой объект.

Тяга к земле

Почему власти могут отказывать дачникам в оформлении собственности, как исправить реестровые ошибки в документах на землю, когда появятся государственные кадастровые инженеры — об этом глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков рассказал в интервью «Российской газете». Фото: iStock Из-за чего появляются ошибки в кадастровых планах?Вячеслав Спиренков: Тут много причин. Первая — накопленный груз проблем.

До начала 2000-х годов, когда велся земельный кадастр, границы большинства участков не координировались, а просто определялись размеры — расстояния между точками. Системы координат, которые использовались, были условными и некачественными. Государственные системы координат были недоступны, засекречены.

Аналогично и с приборами. Таким образом, массив участков, который был намерен до начала 2000-х годов, не совсем качественный. Сейчас ведется кропотливая работа по исправлению ошибок, накопленных годами.Причина вторая. Нередко кадастровый инженер вместо того, чтобы править ошибку, плюсует к ней еще одну.

Вот вам распространенный вопиющий случай.

Кадастровый инженер померил участок и понял, что тот накладывается на два соседних.

Перед ним выбор: править два соседних либо один пододвинуть к ошибочным границам и сдать в кадастр.Что он делает?

Понятно, что идет по пути наименьшего сопротивления.

Но мы-то видим, что пересечений нет, и принимаем работу, за которую несет ответственность кадастровый инженер и его организация.

Но через год выясняется, что он просто из-за нежелания вести дополнительные затраты вместо исправления ошибки допустил еще одну. Простому человеку это не отследить — нужно быть экспертом в геодезии.Но с 2015 года за внесение заведомо ложных сведений в межевой и технический планы инженеров можно привлекать к уголовной ответственности. Это помогло. Заведомо недостоверных сведений стало меньше, но, к сожалению, встречаются.

Росреестр активно ведет работу по исправлению реестровых ошибок, выполняются комплексные кадастровые работы.Третья проблема — сами граждане могут не понимать, что, «захватив» сотку у соседа или у территории общего пользования, они нарушают закон. И живут так спокойно, пока не начнется спор с владельцем смежного участка. Земля общего пользования тоже не значит ничья, это либо муниципальная собственность, либо собственность членов СНТ.

Но эта проблема постепенно уходит все-таки.

Сейчас уровень защиты прав совершенно другой.

Можно открыть публичную кадастровую карту или заказать выписку и понять, кто собственник земли.

Эффективный надзор и штрафы приводят к снижению нарушений.Договориться полюбовно соседям не всегда удается. Сложно ли организовать комплексные кадастровые работы?Вячеслав Спиренков: Если вопрос только в двух участках, будет проще все-таки договориться с соседом, померить два участка и сделать два межевых плана. Если договориться не получается, придется идти в суд.

Но комплексные кадастровые работы хороши тем, что в них заложен механизм решения споров соседей по границам.

Кадастровый инженер измеряет границы всех участков в СНТ и публикует результаты. Далее он собирает претензии с собственников. Затем претензии рассматривает специально созданная в муниципалитете комиссия.

Она может выявить, что претензии собственника незаконны, то есть, допустим, ему было предоставлено 6 соток, а он занял 8 и еще спорит, что две сотки его. Тогда муниципалитет опровергает претензию, а в кадастр вносится отметка, что есть спор по границам.

Если в течение 5 лет недобросовестный собственник не убедит суд, что замеры были неверными, эти границы приобретут статус обычных границ.Единственная проблема — пока комплексные работы может заказывать только муниципалитет. Но разработанный Росреестром законопроект, разрешающий заказчиком таких работ быть и физическим лицам, уже прошел первое чтение в Госдуме. Мы надеемся, что его примут и станет проще массово устанавливать границы и исправлять ошибки.Пока же председатель СНТ может обратиться в муниципалитет и попросить выделить деньги, включить в план работ и провести комплексные работы.

Также обратиться в муниципалитет может инициативная группа собственников. Есть регионы, которые очень активно выполняют такие работы. Это, например, Севастополь, Пермский край.

Причем в первую очередь работы выполняются именно в СНТ, где много участков, а значит, и споров, и ошибок. Муниципалитету, конечно, выгоднее их исправить.Межевой план часто приходится переделывать?

Сколько он сейчас в среднем стоит? И если заказывать комплексные работы, люди смогут сэкономить?Вячеслав Спиренков: За один участок при индивидуальных кадастровых работах придется отдать в зависимости от региона примерно от 10 до 30 тысяч рублей. При комплексных же цена одного участка составит от тысячи до двух.

И, к сожалению, бывают случаи, когда межевой план приходится переделывать.

Росреестр и Кадастровая палата рассматривают межевые планы, находят ошибки и вносят приостановки.

При этом в 40% случаев это происходит по вине кадастрового инженера. Свести к нулю процент приостановок не удается который год.За один участок при индивидуальных кадастровых работах придется отдать от 10 до 30 тысяч рублей, при комплексных работах — от 1 до 2 тысячКоллега хочет стать собственником дачи, но не получается.

Администрация городского округа принимает новый генплан и правила землепользования. И, как уверяет коллега, по этим документам земля СНТ будет переведена из категории сельхозназначения в категорию промышленного назначения.

Речь, по сути, идет о ликвидации СНТ. Как быть дачникам?Вячеслав Спиренков: Это достаточно серьезная проблема. Не видя документы, довольно сложно подсказать, как ее решить.

Скорее всего, вопрос в том, как эта земля вообще предоставлялась, и разбираться с ним придется в судебном порядке. Фактически это земельный спор: администрация считает, что земля не предоставлялась СНТ, СНТ — что предоставлялась. В первую очередь вместе с председателем товарищества нужно посмотреть пакет документов по созданию СНТ: утвержденный план организации застройки, план расположения участков.

Согласовывался этот план с муниципалитетом? Если да, то будут акты на предоставление земельных участков.

Нужно разобраться, какой закон тогда действовал: кто предоставлял участки, как предоставлял, в соответствии ли с законодательством? Действительны ли вообще документы?

Если документы есть и с ними все в порядке, нужно обращаться в Росреестр за регистрацией прав, если документов нет — в суд.

Сейчас бесплатно администрация не обязана предоставлять СНТ земельные участки. Она может только сдать их в аренду или продать.

Также дачники могут обратиться за созданием и предоставлением участка, ведь, вероятно, они много лет им пользуются.Нередко кадастровый инженер множит ошибки вместо того, чтобы поправить одну. Если участок накладывается на соседние, ему проще пододвинуть его к ошибочным границам и сдать в кадастрБыли планы провести гаражную амнистию. В какой стадии законопроект?Вячеслав Спиренков: Росреестр внес законопроект на рассмотрение в правительство.

Надеемся, что до конца года документ попадет в Госдуму.Гаражная амнистия даст возможность зарегистрировать построенные до 31 декабря 2004 года гаражи и места в гаражных кооперативах в упрощенном порядке — по тем документам, которые есть у людей на руках. Достаточно даже отчетов о внесении паевых или членских взносов.Насколько востребован ваш сервис по онлайн-выпискам из ЕГРН?Вячеслав Спиренков: Сейчас сервис обрабатывает около двух тысяч запросов в день, то есть примерно 60 тысяч запросов в месяц. Люди пишут нам благодарности за то, что Кадастровой палате удалось настолько сократить сроки выдачи выписок из госреестра недвижимости.

Недавно в одной ТВ-программе сервис назвали «расторопным». Он и вправду простой, шустрый, проворный — дает выписку всего за 5 минут. Нельзя отрицать, что популярность сервиса увеличилась в том числе из-за событий, потрясших мир в этот непростой год, когда потребность переводить услуги в «цифру» стала просто жизненной необходимостью.

Сейчас наш онлайн-сервис запущен в 76 регионах. До конца года мы подключим к нему все регионы. Кстати, его удалось создать благодаря внедрению в России ФГИС ЕГРН.

В октябре мы перевели на ФГИС два последних региона — это Крым и Севастополь.

Теперь вся страна будет работать в единой глобальной системе, но последним регионам мы даем некоторое время привыкнуть к ней, а уж потом запустим там сервис.Какие еще онлайн-сервисы для собственников недвижимости вы планируете запустить в этом и следующем году?Вячеслав Спиренков: Сейчас мы проводим последние работы перед запуском онлайн-сервиса по заказу выездного приема и выдачи документов.

Само по себе выездное обслуживание очень востребовано. Естественно, самый большой спрос на него был во время пандемии. Тебе не нужно идти в МФЦ, спускаться в метро.

Вызываешь специалиста Кадастровой палаты, он приезжает и принимает пакет документов, а спустя несколько дней привозит их обратно.Сейчас, чтобы заказать выездное обслуживание, нужно позвонить в офис Кадастровой палаты. С запуском сервиса заказ можно будет оформлять онлайн, следуя подробной инструкции и заполняя очень простую форму.

Даже если идея заказать выездной прием и доставку придет поздно ночью и вне дома, проблем не возникнет, если под рукой будет выход в интернет. Плюс в ФКП можно получить электронную подпись.

Этот сервис не получается полностью перевести в онлайн, потому что для получения подписи нужно очное подтверждение личности человека.

Однако заявка, регистрация проходят онлайн. А готовую подпись опять-таки можно получить, заказав доставку. Выйдет чуть дороже, чем если вы сами придете в офис.

Но зато вставать с дивана не надо.Госдума должна рассмотреть законопроект, по которому Кадастровой палате могут вернуть функцию проведения государственной кадастровой оценки. Но пока в проекте речь идет об оценке только федеральной недвижимости. Может, пора оценку всей недвижимости передать вам, как раньше и было?Вячеслав Спиренков: На самом деле, в законопроекте идет речь о наделении Федеральной кадастровой палаты не полномочиями в проведении государственной кадастровой оценки, а о работе государственного кадастрового инженера, который будет делать описания, измерения, межевые технические планы для федеральной собственности в первую очередь.

Есть много задач по кадастровым работам, которые ставят президент и правительство, и кадастровые инженеры не всегда с ними справляются. Нужно делать все быстро, качественно и дешево. Рынок не может так работать. Реальный кейс: полтора года назад президент дал поручение описать все границы особо охраняемых природных территорий.

Минприроды было вынуждено нанимать на рынке специалистов, а это, понятно, длительная процедура торгов.

В торгах побеждает тот, кто ставит минимальную цену.

Специалист старается минимизировать свои затраты — получается дешево, но качество уходит на второй план. А отсутствие границ ООПТ приводит к тому, что они используются незаконно, застраиваются. Поэтому вполне логично делегировать такие полномочия Кадастровой палате, которая очень оперативно по фиксированным государственным расценкам качественно выполнит все работы.

У государства действительно есть примеры, когда рынок с кадастровыми работами справляется хуже: частник может быть мастером по участку в шесть соток, но для измерения гектаров у него не хватит ни компетенции, ни программного обеспечения.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх