Главная - Другое - Категория земель для транспорта

Категория земель для транспорта


ЗК РФ Статья 90. Земли транспорта

  1. Статья 90. Земли транспорта

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными и законами субъектов Российской Федерации.(в ред. Федерального от 03.08.2018 N 342-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:1) размещения железнодорожных путей;2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;(в ред.

Федеральных законов от 18.07.2011 , от 23.06.2014 N 171-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3) установления полос отвода.(в ред.

Федерального от 03.08.2018 N 342-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными . установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 03.08.2018 N 342-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:1) автомобильных дорог;2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;3) полос отвода автомобильных дорог.(п.

3 в ред. Федерального от 08.11.2007 N 257-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.

Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.(п. 3.1 введен Федеральным от 08.11.2007 N 257-ФЗ; в ред.

Федерального от 03.08.2018 N 342-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;(в ред.

Федеральных законов от 18.07.2011 , от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 18.07.2017 )(см.

текст в предыдущей редакции)3) выделения береговой полосы.Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов.

Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется внутреннего водного транспорта Российской Федерации.(в ред.

Федерального от 18.12.2006 N 232-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.(в ред.

Федеральных законов от 18.07.2011 , от 23.06.2014 N 171-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;(в ред.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;(в ред.

Федерального от 21.07.2011 N 257-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 , от 21.07.2011 , от 23.06.2014 N 171-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3) утратил силу. — Федеральный от 21.07.2011 N 257-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)Абзац утратил силу.

— Федеральный от 03.08.2018 N 342-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)7.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель.

Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.8.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.(п.

8 введен Федеральным от 21.07.2011 N 257-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

90 ЗК РФ. Земли транспорта

Статья 87.

Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

См.

, и другие к статье 87 ЗК РФ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 87 настоящего Кодекса внесены изменения, с 1 января 2007 г. 1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. 2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий. Пункт 3 изменен с 4 августа 2018 г.

— от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ 3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель. Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г.

— от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ 4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Утратил силу с 4 августа 2018 г.

— от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ 5.1.

Утратил силу с 4 августа 2018 г. — от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ 5.2. Утратил силу с 4 августа 2018 г.

— от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ 5.3. Утратил силу с 4 августа 2018 г.

— от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ от 8 марта 2015 г.

N 48-ФЗ в пункт 6 статьи 87 настоящего Кодекса внесены изменения, на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. < глава xvi.> Статья 88.

>> Содержание

Статья 90. Земли транспорта

С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», разъяснениями, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Разрешая спор, суды, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, , , Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального от 10.01.2003 N 17-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», с учетом экспертных заключений, правомерно установили, что земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог относятся к федеральной собственности, распоряжение администрацией Домодедовского района Московской области земельным участком, предоставленным ООО «Тройка» в пользование не соответствовало полномочиям, которыми был наделен орган местного самоуправления. Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на постановление суда округа, в которой просит его отменить в части признания обоснованной ссылки общества на подпункт 2 пункта 1 статьи 39.33, последний абзац Земельного кодекса Российской Федерации, выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды руководствовались положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , Гражданского кодекса Российской Федерации, , Земельного кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для занятия обществом «Спецстройбетон — ЖБИ N 17» указанного земельного участка.

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды руководствовались положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , Гражданского кодекса Российской Федерации, , Земельного кодекса Российской Федерации, и исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие правовых оснований для занятия обществом «Спецстройбетон — ЖБИ N 17» указанного земельного участка. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, основываясь на положениях пунктов 4.2.2, 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, признал бездействие департамента по неосуществлению предварительного согласования предоставления земельных участков нарушающим права и законные интересы предприятия, поскольку лишает его права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требования законодательства.

Разрешая спор, суды руководствовались , , Земельного кодекса Российской Федерации, , Гражданского кодекса, охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

Разрешая спор, суды руководствовались , , Земельного кодекса Российской Федерации, , Гражданского кодекса, охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и исходили из отсутствия доказательств невозможности использования обществом земельного участка в спорный период в соответствии с его целевым сельскохозяйственным назначением, а также того, что при использовании спорного участка в указанный период у общества возникли затруднения в выращивании сельскохозяйственных культур, связанные с нахождением магистрального нефтепродуктопровода под его земельным участком.

Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен , , Земельного кодекса Российской Федерации. Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды руководствовались положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , , , , Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, и исходили из незаконного бездействия департамента, в связи с чем заявитель был лишен права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требования законодательства и оформления в установленном порядке права хозяйственного ведения ГУП МО «Мособлгаз» на газопроводы, как объекты недвижимого имущества. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен , , Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельныйэксперт

4460 К относятся угодья, которые могут использоваться либо предназначены для реализации задач, связанных с обеспечением:

  1. деятельности компаний;
  2. эксплуатации объектов, относящихся к воздушному, железнодорожному, водному (речному, морскому), автомобильному типам транспорта;

Определение земель транспорта и категорий участков, которые составляют эти земли, регулируется .

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу.

Звонки принимаются круглосуточно.

Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос! Правовой режим земель транспорта обладает несколькими особенностями:

  1. он устанавливает зону, обладающую особым условием пользования территориями;
  2. он распространяется на участки, которые относятся к транспортным территориям и смежным наделам .

Земли транспорта (на основании пунктов 2-8, 90-й статьи ЗК) предназначены и могут использоваться с целью обеспечения эксплуатации сооружений и деятельности компаний, которых можно отнести к отрасли:

  • Трубопроводного транспорта.

    На участках земель трубопроводной системы, предоставленных гражданам и компаниям для ведения хоздеятельности, находящихся вблизи магистрального трубопровода запрещается возведение различных строений и создание препятствий для ведения аварийно-ремонтных работ на линии трубопровода.

  • Водного (речного, морского) транспорта. Частным компаниям и лицам предоставляется часть береговой полосы внутренних водных трасс, которые расположены за чертой населённого пункта, для ведения работ в отрасли судоходства речными путями.
  • складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
  • Железнодорожного транспорта. Свободные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут быть предоставлены в аренду физическим либо юридическим лицам под:
    • устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
    • складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
    • оказание различных услуг пассажирам;
    • строительство прирельсовых складских помещений;
    • сельскохозяйственную деятельность.
  • устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
  • строительство прирельсовых складских помещений;
  • Воздушного транспорта.

    Государственным и частным компаниям предоставляются территории для размещения подземных и наземных объектов, которые необходимы для ремонта, реконструкции и управления полётами воздушных лайнеров.

  • сельскохозяйственную деятельность.
  • Автомобильного транспорта. Участки земли, находящиеся в зоне полосы отвода автомагистралей, предоставляются физическим и юр. лицам для создания строений дорожного сервиса, предназначенного для воссоздания нужных условий сохранности и использования автодорог и безопасности движения автотранспорта.
  • оказание различных услуг пассажирам;

На землях транспорта может размещаться несколько типов объектов:

  1. посадочно-взлётные полосы, аэровокзалы, аэродромы, аэропорты;
  2. железнодорожные пути, станции и вокзалы;
  3. автомобильные дороги, сервисы автодорожного обслуживания, стационарные посты МВД;
  4. полосы отводы и охранные зоны для железнодорожных трасс;
  5. водные линии, появившиеся искусственным путём, речные и морские пристани, причалы, порты, маяки;
  6. трубопроводные, газопроводные, нефтепроводные системы.

Размеры земель транспорта определяются на основании действующих законодательных норм либо типовых проектов строительства транспортных строений.

В ситуации, где нет действующих законодательных норм и нет возможности воспользоваться типовыми проектами (из-за специфики рельефа, климатических либо технико-инженерных особенностей, тонкостей строящегося объекта), размеры участков можно определить при помощи проектно-сметной документации. Правом определения размеров транспортных земель наделены муниципальные или государственные структуры, которые осуществляют учет и контроль территорий, относящихся к соответствующим типам транспорта (воздушному, железнодорожному, водному, автомобильному).

Статьей 90 (пунктом 8) ЗК введено ограничение по переводу земельных участков в категорию земель транспорта.

В частности, наделы, которые используются в целях проведения реконструкции, возведения, капремонта объектов трубопроводной системы, но принадлежат к иным категориям угодий, не переводятся в группу «Земли транспорта», а лишь предоставляются во временное пользование на период осуществления необходимых ремонтных мероприятий. Подводя итоги статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  • Участки, принадлежащие иным категориям земель, но используемые для обслуживания трубопроводов не переводятся в категорию «Земли транспорта».
  • Резервирование земель транспорта происходит в порядке, утверждённом постановлением №561.
  • Земли транспорта предназначены для размещения строений, которые будут использованы по прямому назначению и в ремонтных целях в транспортной отрасли.

Вопрос: Меня зовут Святослав Захарович.

Я руководитель городского совета в небольшом посёлке Свердловской области.

На одной из окраин города проводится строительство нового микрорайона (который будет содержать порядка 10-15 многоэтажных домов). На сессии горсовета было принято решение о возведении за чертой города вблизи нового микрорайона небольшой резервной электростанции, предназначенной для снабжения электричеством новых домов. Электростанция будет соединена с городом линией электропроводов, прикреплённых к металлическим опорам, которые будут установлены на участках огороднического кооператива.

Однако, поскольку в местном бюджете на данный момент недостаточно средств на возведение электростанции, принято решение начать строительные работы в следующем году. У меня возникает вопрос: на каком основании и на какой период можно зарезервировать земли для размещения на них линии электропроводов? Ответ: Святослав Захарович, в вашем случае земли огороднического кооператива могут быть зарезервированы сроком до двадцати лет, а основанием для резервирования служат и 90 (пункт 8) ЗК.

Резервировать территорию следует в порядке, который утверждён в 2008 году .

Этапы действий при этом будут следующими:

  • дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
  • Депутаты горсовета должны составить ходатайство о резервировании наделов и отправить его вам на рассмотрение. Вместе с ходатайством вам должны быть предоставлены ещё несколько документов, выданных Росреестром и содержащих информацию о планировке территории, которая будет зарезервирована.
  • реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
  • Группа депутатов, контролирующая процесс резервирования, должна направить схему резервируемых наделов и копию решения в Росреестр для регистрации ограничения прав, установленных принятым актом.
  • На основании полученных документов, вы выносите решение о резервировании территории. Решение должно быть составлено в письменном виде (в форме акта). В составленном акте, в обязательном порядке, должна быть прописана информация о:
    • длительности и цели резервирования наделов;
    • реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
    • дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
  • длительности и цели резервирования наделов;
  • В местных СМИ (газетах или телеканале) следует опубликовать либо озвучить принятое решение. После этого резервирование участков обретает силу.

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно.

Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Земли промышленности и иного специального назначения

К землям специального назначения относятся территории, отведенные для эксплуатации и обеспечения деятельности различных объектов промышленности, теле- и радиовещания, энергетики, связи, транспорта, а также для осуществления других задач, связанными с целевым использованием подобных земель. Правовой режим и регулирование таких территорий осуществляется Земельным Кодексом РФ (ст.

87-93), а также специальными законами и актами органов власти. Принимая во внимание характер задач, для выполнения которых данные территории были выделены в отдельную категорию, различают такие земли специального и иного назначения:

  1. Земли энергетики;
  2. Земли для обеспечения космической деятельности;
  3. Земли транспорта;
  4. Земли, относящиеся к иным территориям специального назначения.
  5. Земли безопасности и обороны;
  6. Земли промышленности;
  7. Земли связи, теле- и радиовещания, информатики;

Для вышеперечисленных земель промышленности и иного специального назначения устанавливается особый режим пользования. Необходимость заключается в том, чтобы все объекты, имеющие стратегическое, региональное или государственное значение, представляющие для обычных граждан опасность или невозможность частного использования, могли использоваться только для конкретно отведенных целей.

Рассмотрим каждую категорию в отдельности и определим их правовой статус. Отметим, что земли специального назначения располагаются за пределами населенных пунктов, но могут принадлежать различным объектам муниципальных образований или же находиться в федеральной собственности или собственности субъектов.

В соответствии со ст. 87 Земельного Кодекса РФ, земли промышленности и иного специального значения могут передаваться в безвоззмездное пользование для сельскохозяйственного производства и других целей. Законодательством РФ земли промышленности определяются как земли, используемые для обеспечения деятельности разных объектов промышленности.

Земельные участки, относящиеся к данной территории, могут использоваться в целях промышленного производства, но только в тех случаях, когда такие земли не изъяты из оборота. Землями промышленности, изъятыми из оборота, можно считать участки, на которых располагаются объекты атомной энергетики, пункты хранения радиоактивных отходов, объекты по производству наркотических веществами, а также участки, относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям.

Землями промышленности, изъятыми из оборота, можно считать участки, на которых располагаются объекты атомной энергетики, пункты хранения радиоактивных отходов, объекты по производству наркотических веществами, а также участки, относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям. Все земли промышленности подвергаются постоянному вредоносному воздействию техногенного характера. Это возлагает ряд обязанностей на лиц, в чьем ведении находятся земельные участки данной категории — они обязаны выполнять требования по восстановлению нарушенных земель, их охране и рекультивации.

Специальные требования устанавливаются как ЗК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами.

Отметим, что условия использования земель промышленности в каждом конкретном случае зависит от того, чем регулируется деятельность владельцев земельных участков. Так, специальный Закон о недрах определяет условия использования земель, порядок отвода и эксплуатации территорий для недропользования.

Для организаций горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности также установлены специальные требования, изложенные в профильных нормативно-правовых актах. В пределах земель промышленности устанавливаются специальные санитарно-защитные зоны, которые предназначены для уменьшения негативного воздействия загрязнений (химических, радиационных, физических, биологических) на окружающую среду. Все данные о размерах ССЗ устанавливаются в документе под названием СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Предусмотрены следующие границы: для производства 5 класса территория ССЗ должна быть не менее 50 метров, 4 класса — 100 метров и более, 3-2 класс — 300-500 метров, а для промышленных объектов 1 класса ССЗ должна быть 1000 метров. В пределах таких зон запрещена установка жилых домов, рекреационных зон, зон отдыха, санаториев, территории дачных и садовых товариществ, лечебных учреждений.

Допускается только установка административных зданий, а также сооружений, необходимых для обслуживания промышленных объектов. К категории земель транспорта относятся территории, отведенные для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и иных видов транспорта, определенных земельным законодательством РФ. Так, земли железнодорожного транспорта могут включать в себя следующие категории:

  1. полосы отвода и специальные охранные зоны, которые предоставляются гражданам для обслуживания ж/д транспорта, оказания услуг пассажирам и т.д. Сюда входят склады, заправочные станции, разгрузочные площадки, а также склады, предназначенные для хранения предметов и объектов с особым статусом правового регулирования;
  2. территории для размещения железнодорожных путей;
  3. участки для размещения и эксплуатации зданий и построек — вокзалов, станций, ремонтных депо, строения, устройства и сооружения, необходимые для функционирования и эксплуатации железнодорожного транспорта;

Согласно с приказом Минтранса №126 и Законом №17-ФЗ, на землях железнодорожного транспорта могут устанавливаться полосы отвода — земельные участки, которые прилегают к железнодорожным путям, а также участки для размещения станций, линий связи, защитных лесополос, а также других объектов ж/д транспорта.

Земельные участки в полосе отвода могут передаваться в аренду физическим и юридическим лицам для сельского хозяйства, складирования грузов, оказания услуг пассижирам ж/д транспорта, а также для других целей, которые не мешают безопасности движения транспорта.

Земли автомобильного транспорта включают в себя участки, отведенные для эксплуатации и содержания федеральных автомобильных дорог, а также придорожных полос со специальным режимом пользования. Для земель автотранспорта также, как и для земель ж/д транспорта, устанавливаются полосы отвода и придорожные полосы.

Согласно со ст. 90 ЗК РФ, для обеспечения дорожного движения на полосах отвода могут передаваться земельные участки физическим и юридическим лицам.

На таких участках допускается размещать объекты дорожного сервиса. В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается:

  • распашка земельных участков, покос травы, рубка деревьев, выпас и прогон животных
  • размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги
  • установка рекламных конструкций, не соответствующих техническим регламентам
  • установка информационных щитов и указателей, если они не имеют отношения к обеспечению безопасности дорожного движения.

Земельные участки, которые предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для этих целей. П. 4 ст. 25 Закона №257-ФЗ устанавливает, что земельные участки могут передаваться на условиях публичного или частного сервитута.

Такие участки находятся на землях общего пользования и закрепляются за ведомственными организациями, а потому использование классической аренды невозможно.

Положения об использовании сервитута, а также его применении, находятся в ГК РФ. Отметим, что классическое понимание сервитута (обеспечение прохода или проезда через определенную территорию, строительные работы на линейных объектах) в данном случае не применимо — сервитуты устанавливаются только для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Сроки и условия пользования участком прописываются в соглашении о сервитуте.

Для полноценного функционирования объектов морского и водного транспорта отводятся земельные участки:

  1. для размещения участков береговой полосы.
  2. для размещения объектов, необходимых для эксплуатации и функционирования морского и водного транспорта — портов, станций, причалов и других строений и сооружений водного и морского транспорта;
  3. для размещения и создания искусственных водных путей;

Согласно с Водным Кодексом РФ, на территории земли водного и морского транспорта устанавливаются участки береговой полосы. Береговая полоса представляет собой полосу земли, которая проходит вдоль границы воды общего пользования, предназначена для общего пользования.

Стандартная величина береговой полосы составляет 20 метров, за исключением случаев береговых полос каналов и рек, длина которых составляет менее 10 километров — в таких случаях величина полосы составляет 5 метров.

В пределах береговой полосы запрещена приватизация земельных участков.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Для функционирования аэровоздушного транспорта отводятся земли под аэропорты, взлетно-посадочные полосы, аэродромы, вокзалы, а также другие объекты недвижимости, необходимые для обеспечения правильной эксплуатации воздушного транспорта. Также отводятся специальные зоны для размещения объектов, относящихся к системе нефте- и газомагистралей.

На земельных участках, которые относятся к землям системы нефтепроводов и газоснабжения, запрещено устанавливать здания, сооружения или объекты в пределах минимально допустимого расстояния до объектов магистралей.

Для обеспечения правильной эксплуатации трубопроводов устанавливаются следующие охранные зоны:

  1. Для трубопроводов, транспортирующих газ, нефть, нефтепродукты — по 50 метров с каждой стороны оси трубопровода;
  2. Для газопроводов высокого давления устанавливаются минимальные границы в 125 м.
  3. Для трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводороды и бензин — по 100 метров с каждой стороны оси;
  4. Для насосов, распределительных станций, резервуаров хранения, станций хранения нефти и сжиженного газа отводятся участки земли в пределах 100 метров до границ объектов.

Частные земельные участки в пределах охранных зон не изымаются у владельцев и могут использоваться для сельскохозяйственных работ. Владельцы, перед проведением работ на участке, должны ознакомиться и придерживаться регламента предприятия трубопроводного транспорта, а также соблюдать требования Постановления Правительства РФ №878. В пределах охранных зон запрещено строить объекты жилищной инфраструктуры, сносить и проводить реконструкцию объектов инфраструктуры, подключаться к сетям трубопроводов, разжигать огонь, рыть погребы и удобрять почвы.

Землями энергетики признаются территории, отведенные для функционирования и эксплуатации объектов энергетики. Согласно с законодательством РФ, к таким объектам относятся федеральные энергетические системы, а также объекты ядерной энергетики, находящиеся в ведении федеральных органов власти.

Это означает, что пользователями земель энергетики могут быть только организации государственной формы собственности. Для обеспечения жизнедеятельности объектов энергетики земельные участки могут отводиться для размещения атомных и гидроэлектростанций, ядерных установок, тепловых электростанций, а также для размещения линий электропередачи, подстанций и других объектов и построек, обеспечивающих функционирование энергетического комплекса.

Порядок определения земельных участков для размещения опор линий связи и линий электропередачи определены Постановлением Правительства РФ №486. Постановлением Правительства РФ №160 определен порядок эксплуатации охранных зон земель энергетики. Границы охранных зон самостоятельно определяются организациями, во владении которых находится электросетевое хозяйство (п.

6 Постановления). В пределах охранных зон запрещено:

  1. Использовать летательные аппараты (в т.ч. воздушных змеев);
  2. Посадка и вырубка деревьев, работы с почвой (мелиорация, взрывные работы);
  3. Проводить любые работы, препятствующие безопасной эксплуатации электросетевого хозяйства;
  4. Земляные работы на глубине более 30 см;
  5. Размещать объекты инфраструктуры — рынки, больницы, парки, школы и т.д.;
  6. Полив сельскохозяйственных растений при условии, что струя воды более 3 м;
  7. Складировать горюче-смазочные материалы;
  8. Проводить сброс едких веществ и тяжестей более 5 тонн;
  9. Размещать свалки;

С полным перечнем существующих запретов можно ознакомиться в Постановлении №160. Зоны с особыми условиями использования — это санитарные, охранные, защитные зоны, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, зоны охраняемых объектов, а также другие территории, предусмотренные законодательством РФ.

Такие зоны устанавливаются на территориях, которые прилегают к объектам, относительно которых устанавливается особый режим пользования.

Земельные участки, которые находятся на территории таких зон, не изымаются у правообладателей, но может устанавливаться специальный режим пользования участком, который будет соответствовать требованиям зоны, или могут устанавливаться запреты на ведения тех видов деятельности, которые не соответствуют целям зон. Границы зон определяются специальными обозначениями и информационными знаками.

Также зоны вносятся в государственный кадастр недвижимости с указанием основных сведений о них — местоположение, реквизиты и данные государственных и/или муниципальных органов, установивших границы таких зон, содержание ограничений в пределах территории зон. Кроме трех вышеперечисленных категорий, которые встречаются чаще других, существуют и другие земли специального назначения.

Кратко рассмотрим каждый вид:

  • Земли обороны и безопасности — территории, отведенные для обеспечения деятельности ВС РФ, поддержания обороноспособности государства. В данную категорию входит очень широкий перечень объектов, которые связаны с поддержанием обороноспособности, безопасности территорий страны, а также территории, принадлежащие ВС РФ. Охранные зоны земли обороны и безопасности устанавливаются с учетом типа объекта, располагающегося на территории (для ракетного полигона — одни зоны, для особо важных или секретных объектов — другие). Порядок установки границ определяется законодательством РФ. Отметим, что земельные участки не изымаются у их владельцев, но могут переходить в пользование ВС РФ в порядке реквизиции (временного изъятия) в случае военного или чрезвычайного положения.
  • Земли связи, теле- и радиовещания, информатики — категория земель, предназначенных для деятельности объектов связи. Сюда относятся все постройки и объекты инфраструктуры связи — подземные, воздушные и наземные линии связи, охранные зоны, объекты эксплуатации и работы спутниковой связи.
  • Земли для обеспечения космической деятельности — это те земли, которые отводятся для функционирования и эксплуатации объектов аэрокосмической промышленности, в том числе космодромы, стартовые площадки, центры управления пункты и базы хранения информации, техники, полигоны и экспериментальные базы, центры подготовки космонавтов.
  • Земли иного специального назначения. В законодательной базе нет четкого определения таких земель — это означает, что законодателем определены только типичные случаи использования, но могут быть и другие.

Рассматриваемые земли могут быть переведены в другую категорию, согласно со ст.

9 Закона РФ №172-ФЗ. Переводится земли могут без ограничений, кроме случаев, когда такие территории загрязнены или застроены объектами, подлежащими сносу, а также в составе таких земель осуществляется деятельность по загрязнению почв. В этих случаях земли можно перевести после рекультивации и по обращению органов исполнительной власти.

Перевод земли осуществляется по ходатайству, которое подается лицом в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления. Государственная кадастровая оценка – комплекс процедур, определяющих кадастровую стоимость и осуществляемых в установленном Федеральным законом № 237 от 03.07.2016 порядке.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх