Главная - Другое - Как правильно замерять остаточную длинну протектора на грузовых

Как правильно замерять остаточную длинну протектора на грузовых


Как правильно замерять остаточную длинну протектора на грузовых

Как измерить остаточную глубину протектора шины


» Протектор – внешняя часть шины, которая предназначена для защиты камеры от проколов, а также формирования контактного пятна для лучшего сцепления с дорогой.Протекторы делятся на классы:

  1. Универсальные – справляются как с асфальтным покрытием, так и с пересеченной местностью.
  2. Гладкие – разрабатываются исключительно для езды на гоночных треках
  3. Внедорожные — обладают усиленным сцеплением с труднопроходимой или скользкой дорогой.

Ламели – основный элемент зимнего протектора, выглядят, как небольшие надрезы на блоках внешней резины, обеспечивают хорошую устойчивость машины на скользкой или заснеженной дороге.Кроме собственной безопасности, минимальная остаточная глубина рисунка протектора повлечет за собой административное наказание со стороны инспектора ГИБДД – штраф. Предлагаю познакомиться с требованиями ПДД к остаточному значению глубины протектора.

В правилах указаны нормативы к легковым и грузовым автомобилям, давайте на них посмотрим.

  • Категории N2, N3, O3,O4 – 1 мм
  • Транспортные средства категории L. Минимально-допустимая глубина – 0,8 мм.
  • M2, M3 – 2 мм
  • M1, N1, O1, O2 – 1,6 мм

L – мотоциклы, мопеды и другая мототехника, N2, N3, O3, O4 – грузовики и прицепы, масса которых больше 3,5 тонн, M1, N1, O1, O2 – легковые автомобили и грузовики с массой менее 3,5 тонны, M2, M3 – автобусы, вмещающие в себя более 8 пассажиров без водителя.Advertisement За несоблюдение требований к минимальной глубине рисунка протектора шин влечет либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.Для общего развития хотелось бы продолжить список запрещающих положений ПДД к покрышкам транспортных средств. Это больше относится к техническому состоянию резины и колеса в целом, за что может предъявить претензии инспектор ГИБДД.

  • Если диск имеет явные повреждения: трещины, изменена его форма и размер крепежных болтов.
  • Не все крепежные болты колеса на своих местах. Нет одного или более болтов, крепящих колесо к ступице.
  • Покрышка имеет следы внешних повреждений. К ним относятся: порезы, разрывы. Всё, что может обнажить корт шины. Кроме этого, отслоение каркаса, протектора или боковой части.
  • На одной оси автомобиля находятся колеса разного типоразмера и конструкции, с разным рисунком и глубиной протектора. Не допускается на одной оси шипованную и не шипованную резину, летнюю и зимнюю.

Зная требования, можно подготовиться, чтобы не попасть на штраф.Важно – если вы начинающий водитель и хотите купить зимнюю резину из рук, то знайте, что глубина протектора новой зимней шины должна быть 8–10 мм.Глубина протектора на новой зимней резине быстро теряется, сцепления с дорогой уменьшается, а аварийность поднимается. Водители обязанные следить за состоянием шипов, не допускать значение ниже 4 мм для зимнего комплекта покрышек в б/у состоянии.Высота протектора новой зимней шины должна быть достаточной, для эффективной езды заснеженными дорогами.

Ламели (шипи) – важный элемент на зимних шинах, который предназначенный для отвода воды из пятна контакта по специальным каналам, его лучше сохранять в хорошем состоянии, дабы избежать заносов.Все просто, чем меньше глубина протектора, тем меньше сцепление покрышки с дорогой. Многие из вас слышали про аквапланирование – это поведение колеса при езде по мокрому асфальту, при котором, на определенной скорости, шина поднимается над дорожным полотном. Другими словами – планирует. То есть, между поверхностью дороги и колесом возникает водяной клин, который при повышении скорости автомобиля, сильнее «врезается» под шину.

В такой ситуации машина теряет сцепление и становится неуправляемой.

Это равносильно движению по гололеду, куда ни крути руль, авто будет ехать по своей траектории, независимо от вашего желания. Чем меньше остаточная глубина рисунка шины, тем хуже она выдавливает из-под себя воду и снежную «кашу».Эффект, подобный аквапланированию, наблюдается при езде по растаявшему снегу, во время оттепели.

Снег, подобно воде, вбивается в покрышку и поднимает ее над дорогой. Чем больше скорость, тем медленнее колесо выталкивает снег из ламелей резины и покрышки в целом.

Реклама:При глубине рисунка протектора шины 4 мм, пятно контакта с поверхностью дороги будет составлять 58%.

Чем меньше, тем это значение будет уменьшаться. Значит, сцепные свойства покрышки сойдут на нет. Если протектора осталось 1,6 мм – «лысая резина», то контакт с дорогой при аквапланировании составит менее 16%.

Фактически, колесо не будет держаться за асфальт, а автомобиль поедет своим путем.

Дабы определить степень износа, применяется специальный измеритель глубины протектора или визуальный осмотр с помощью индикаторов.

  1. Второй способ – это купить специальный прибор для измерения глубины протектора шин, который продается в любом автомобильном магазине. Устройство стоит недорого, но с его помощью можно точно измерить любую часть шины, дабы глубина протектора соответствовала правилам ПДД.
  2. Компании оставляют свои индикаторы, на разных частях шины – это может быть боковая часть или канавка для отвода воды на поверхности резины. Под индикаторами подразумеваются небольшие резиновые логотипы компаний, геометрические фигуры или нарисованные цифры. Когда индикатор пропадает – это значит, что допустимый порог пройден, и покрышка подлежит утилизации.

Многие автолюбители сталкиваются с проблемой неравномерного износа протектора шины.

Причиной этого явления может быть несколько. Рассмотрим самые распространенные:Избыточное давление дает повышенный износ центральной части протектора, тогда как слишком низкое стирает наружную часть шины.

Узнать правильное давление в шинах можно в нашей таблице по ссылке.

Часто бывает, что попадая в небольшую яму на колесах машины сбиваются настройки сход-развал, которые мало того, что влияют на управляемость, могут еще и подъедать колеса по бокам. Первыми признаками не правильных установок может быть невозможность ехать прямолинейно, то есть руль приходится подкручивать на ходу, чтобы машину не «тянуло» в сторону.

Одна из причин неравномерного износа на протекторе – невозможность отбалансировать колесо на шиномонтажном верстаке из-за брака покрышки или же повреждений дисков. Это приводит к чрезмерному «подъеданию» полотна протектора, биению в руль и ухудшению управляемости.

Старайтесь не использовать такие детали на своём авто, ведь Ваша безопасность дороже чем новые покрышки или колеса.

Такая неисправность заставляет шины изнашиваться неравномерно кусками или пятнами, что приводит к биению в руль.Существует несколько способов. Рассмотрим каждый из них подробно.На всех шинах есть специальные выступы, отливы в канавках, между рисунками протектора. Их высота составляет 1,6 мм, что является критическим значением износа покрышки.

Если протектор стерся до этих выступов, значит, покрышку уже нельзя эксплуатировать, как по соображениям безопасности, так и по правилам ПДД.

Можно визуально оценить расстояние до индикаторов износа или потрогать рукой разницу между высотой рисунка шины и этими метками.

В случае если эта высота одинаковая – пора менять колесо.

Реклама:Не всегда можно найти эти индикатора на резине, особенно если это заднее колесо, которое не возможно выкрутить в сторону.

Для этого производители ставят специальные маркеры сбоку покрышки в виде надписи «TWI» или треугольника.
Напротив этих обозначений нужно искать индикаторы износа.

Критический износ протектора влияет на безопасность движения, и эксплуатация такой шины запрещена законодательно.

Именно поэтому важно регулярно проводить замеры и знать, как делать это правильно. Высота протектора измеряется от дна водосточной канавки до поверхности протекторного блока.

Для измерения глубины рисунка можно использовать:

  1. штангенциркуль с возможностью измерения глубины;
  2. линейку;
  1. специальный инструмент для замера протектора.

При контроле износа рабочей шины главный параметр — это равномерность, соответственно, замеры необходимо производить в разных местах по окружности колеса — по наружной, средней и внутренней водосточной канавке.

Полученные значения не должны существенно отличаться и должны быть выше установленной нормы для определенного типа покрышки. Такие колеса считаются исправными и допускаются к безопасной эксплуатации.Кроме указанных инструментов, замер можно провести подручными средствами, например, монеткой, отверткой и так далее, но в этом случае измерения не будут точными, и, в случае получения значений близких к критическим, рекомендуется измерить более точными инструментами.Большинство производителей устанавливают максимальный срок эксплуатации, ограниченный десятью годами.

Такие колеса считаются исправными и допускаются к безопасной эксплуатации.Кроме указанных инструментов, замер можно провести подручными средствами, например, монеткой, отверткой и так далее, но в этом случае измерения не будут точными, и, в случае получения значений близких к критическим, рекомендуется измерить более точными инструментами.Большинство производителей устанавливают максимальный срок эксплуатации, ограниченный десятью годами.

Однако данная цифра относительная. Вот основные факторы, влияющие на пригодность автомобильной резины:

  1. При каких условиях она эксплуатировалась;
  2. Естественное старение.
  3. Как хранилась покрышка;

Срок годности – это период, установленный производителем, в течение которого покрышка не теряет своих свойств.

Начинается этот промежуток с момента изготовления, а не со дня покупки.

Эту информацию можно найти на боковой части шины. Она выглядит в виде четырех цифр.

Первые две указывают на неделю, а остальные – на год изготовления.

Например, покупая «новую» резину, которая хранилась на складе четыре года, можно использовать на протяжении не более шести лет (если гарантийный срок ограничен 10 годами).

Даже если она хранилась правильно, резина имеет свойство стареть, из-за чего на ней появляются микротрещины, и она теряет эластичность.Стоит также учесть, что для зимних и летних условий эксплуатации создаются разные типы покрышек. Существует также третья разновидность – всесезонная.

Некоторые автомобилисты используют ее ради экономии средств.

Например, владельцы переднеприводных авто «обувают» задние колеса в такую резину, чтобы не покупать полный комплект зимней и летней.

На самом деле опытные водители не рекомендуют проводить такие «эксперименты», так как «универсальный» вариант имеет меньший ресурс, и не настолько надежен, как модель для конкретного сезона.При изготовлении автомобильных шин для повышения их эластичности производители добавляют в ее состав каучук (помимо дополнительных веществ, влияющих на качество продукции). Этот полимер при разных температурах приобретает разные свойства:

  1. при +250 каучук распадается на газообразные и жидкие вещества.
  2. при -70 градусах начинает кристаллизоваться;
  3. на +180-200 градусах становится текучим;

Так как в основном летом температура воздуха и дорожного покрытия превышает значение в +10 градусов, то каучука в составе покрышек добавляют меньше, чем резины.За счет увеличенной жесткости такие покрышки более устойчивы к износу, чем зимние. Протектор в ней не такой глубокий (чаще всего 7- 8 миллиметров), как в зимнем варианте, так как его основная задача – отводить воду и грязь из-под колеса.

Для зимних вариантов важно, чтобы между ламелями также не задерживался снег, поэтому рисунок в них глубже и шире.Помимо этих характеристик нужно еще и ориентироваться на предпочтения в стиле езды.

Для размеренного режима требуются одни характеристики покрышек (рисунок, жесткость, глубина и ширина рисунка), для спортивной езды с резкими маневрами – другие, а для offroad – третьи.

Летние покрышки не так шумят, как зимние. За все время эксплуатации они испытывают меньше нагрузки из-за температурных перепадов (зимой в гараже тепло, а на улице – мороз), а также из-за резкой смены качества дорожного покрытия (в зимний период на протяжении одной поездки на дороге может присутствовать снег, лед, вода).Ввиду таких характеристик срок службы летней резины практически соответствует заявленному производителем.Вот короткий видеотест летних покрышек:Какие шины сделают ваш автомобиль лучше?

Тест летних покрышек: 17 дюймов, сезон-2018Первое отличие зимних покрышек от летних – их эластичность за счет увеличенного содержания каучука.

Без этого полимера резина при отрицательных температурах не только теряет свою пластичность, но и начинается процесс ее стеклования.

Из-за этого обычная нагрузка во время спокойной поездки может оказаться фатальной для летней резины, если на улице мороз.

Так как зимой автомобиль часто ездит по заснеженным участкам дороги, зимней резине нужен протектор поглубже с более широкими ламелями.

Благодаря этому снегом не забивается рисунок, а покрышка «цепляется» не за мягкий слой снега и грязи, а за более твердую поверхность.

Такие характеристики очень важны не только на поворотах, но и при движении в гору.Вот сравнительная таблица того, как изменяется эффективность зимней резины в случае с разной глубиной протектора (для примера взяты покрышки 185/60 R14 с разной степенью износа):Зима, протектор 8 мм.Зима, протектор 7,5 мм.Зима, протектор 4 мм.Сцепление на снегу, %1006048Торможение на снегу, %1009786Аквапланирование, %1009573Торможение на сухом асфальте, %100106118Торможение на мокром асфальте, %10010393Учитывая эластичность материала, протектор в данном типе шин стирается быстрее, чем у летних аналогов. Хотя производители часто устанавливают одинаковый срок эксплуатации, как для летних, так и для зимних покрышек, вторые рекомендуют менять при прохождении:

  1. грузовой автомобиль (2-4 тонны) 60 000 км.;
  2. легковая машина (до 2000 кг.) 40-45 000 км.;
  3. грузовой автомобиль (более 4 000 кг.) 65-70 тысяч.

Посмотрите также на рейтинг зимних шин (2019 год):Самый честный рейтинг зимних нешипованных шин 2020 года!( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Техобслуживание авто

Что такое остаточная высота (глубина) рисунка протектора

Остаточная глубина протектора шин – это высота шипов, при которой еще допускается эксплуатация покрышки. Если резина изношена ниже установленного предела, дальнейшее использование изделия не безопасно.Нормы определяются для каждой категории машин и разновидности покрышек индивидуально согласно ПДД. Если требование не соблюдается – это считается нарушением, наказывается штрафом, сотрудник ГИБДД при проверке износа выписывает предупреждение или протокол на административное взыскание.Остаточная глубина протектора по ПДД 2021Требования правил дорожного движения строго ограничивают остаточную высоту рабочей части ската, при достижении которой, дальнейшая эксплуатация автомобиля будет запрещена.

Для более точного разграничения, отсутствия путаницы, нормы ПДД разделяют конструкции автомобилей на категории по осевой нагрузке и толщине покрышек.На некоторых моделях резины изготовитель самостоятельно устанавливает специальные метки (индикаторы), при достижении которых, покрышку необходимо сменить.Таблица содержит основные группы машин, информацию о том, какое истирание разрешено при отсутствии индикаторов износа на шинах.КатегорияНазначениеМинимальная высота шипов, ммLМотоциклы0,8N2, N3, О2, О4 Грузовики и прицепы, где снаряженный вес до 3,5 тонн1,0М1, N1, О1, О3 Аналогично с полной нагрузкой на колеса более 3,5 т.1,6М2, М3Крупногабаритные автобусы2,0Максимальная изношенность шины определяется по ГОСТу, приложением №1 к ПДД.

Здесь подробно расшифрована информация о том, при каких условиях эксплуатация ТС перестает быть безопасной.Допустимая высота протектора легкового автомобиляСогласно ПДД предельный износ рабочей части для легковой резины, по правилам списания составляет не более 1,6 мм.

В зависимости от конструкции резинового изделия, конкретной разновидности автомобиля допуск может отличаться от установленного эталона в большую сторону, но не меньше.Минимальная остаточная глубина протектора летних шинДля легковых авто, минимальная высота шипов на покрышках ограничена отметкой 1,6 мм по закону.

Также существуют пользовательские стандарты.

При остатке протектора 3 мм и менее, наблюдается критическое снижение зацепа, управляемости изделия.

Машина становится подвержена аквапланированию и хуже держит дорогу. Опытные автомобилисты рекомендуют не ездить летом на «лысых» скатах, а ставить новый комплект заранее, что гарантирует необходимую безопасность на дороге.Какая остаточная высота протектора на зимней шине допускаетсяУказанная выше таблица не имеет сведений о минимальном износе скатов зимой. Новые покрышки для легковых авто имеют высоту протектора примерно 12-18 мм, что определяется рисунком, целевым назначением изделия.На снежную группу общий норматив не распространяется – это связано с тем, что на скользких покрытиях сцепление хуже, износ шипов чувствуется сильнее.

Так при истирании, нормальном для лета, зимой машина легко теряет управление.Согласно нормативам покрышки, предназначенные для езды по заснеженным или обледенелым участкам недопустимо эксплуатировать при остатке меньше 4 мм.

При этом ширина и конструкция изделия не имеет решающего значения.Остаточная глубина рисунка протектора шин для прицепа легкового автомобиляДля прицепной техники также актуально разделение по группам и грузоподъемности. На общем плане, агрегаты собраны в два класса:

  1. менее 3,5 т. включительно;
  2. более 3,5 т и до 10 тон.

Где для малотоннажных конструкций допустимый предел 1 мм, а тяжеловозам требуется менять покрышки уже при истирании шипа до 1,6 мм.Какая наименьшая остаточная высота протектора допускается при эксплуатации грузового автомобиляДля тяжеловозов установлены отдельные правила дорожного движения. Согласно нормативам существует ряд ограничений и требований, по которым, на тяжелых машинах глубина протектора должна составлять не менее 1,0 мм.Таким образом, грузовик запрещено использовать по назначению, если резина слишком изношена.

В противном случае сотрудник ГИБДД составит протокол на административное взыскание согласно Техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.Какая наименьшая величина остаточной высоты рисунка протектора автобусаПо нормативам ПДД крупногабаритные автобусы относятся к классам М2 и М3 общей таблицы.
В противном случае сотрудник ГИБДД составит протокол на административное взыскание согласно Техническому регламенту Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.Какая наименьшая величина остаточной высоты рисунка протектора автобусаПо нормативам ПДД крупногабаритные автобусы относятся к классам М2 и М3 общей таблицы.

Согласно нормам документа, высота блоков должна быть не менее 2 мм.Требование не распространяется на версии колес со специальными индикаторами. Некоторые модификации могут иметь вставки на уровне до 5 миллиметров, что аргументируется специфическим составом резины.

Подобные колеса нельзя докатывать до общего установленного стандарта.Приспособление для замера остаточной глубины рисунка протектора шинДля измерения остатка покрышек любой конструкции используется специальный глубиномер.

Устройство изготавливается в пластиковом или металлическом корпусе, содержит соответствующие насечки (шкалу). Замер необходимо проводить минимум в шести точках по поверхности покрышки.

Полученные результаты должны совпадать в продольном и поперечном сечении.При отсутствии прибора, замер можно выполнить штангенциркулем. Для этого берется инструмент, прикладывается нижней частью к протектору и опускается глубиномер до упора между блоками. Фактические данные считываются на шкале приспособления.

Как измерить глубину протектора шины?

Многие автомобилисты при эксплуатации своей машины задумываются о том, когда же им пора менять шины. Для этого необходимо уметь определять уровень их износа. Однако делать это умеют не все, из-за чего иногда покрышки приходят в негодность прямо в пути, что очень опасно.

Этот показатель также важен при покупке б/у шин. Безусловно, новые будут идеальными, но ведь некоторые покупают резину с пробегом, и процент изношенности может быть существенным.

Но как определить износ шин? Для этого существует несколько вариантов.

Рассмотрим каждый из них. Этот способ является самым легким, но стопроцентных результатов он не обеспечит. Его суть заключается в визуальном осмотре покрышек. Есть ряд факторов, безошибочно указывающих, что их использовать уже нельзя:

  1. Стертая внутренняя часть покрышек – иногда она может задевать о какой-нибудь элемент автомобиля и стираться.
  2. Наличие шишек также указывает на то, что степень изношенности выше допустимого.
  3. Если на резине видны порезы, трещины и другие дефекты.
  4. На протекторе наблюдается неравномерный износ, когда один участок в нормальном состоянии, а другой полностью стерт до кордового слоя.

Работники СТО и шиномонтажей и даже некоторые автомобилисты умеют выявлять уровень износа протектора на глаз, определяя его примерную высоту.

Для определения изношенности шин лучше всего воспользоваться штангенциркулем. Он позволит точно узнать, какая высота у протектора. Для этих целей также подойдет линейка с глубиномером или другой инструмент.

Чтобы точно понять, сколько осталось миллиметров, и определить износ протектора шины, рекомендуется измерять толщину на разных его участках, так как процент износа может быть неравномерным. Если все измеренные значения больше, чем минимально допустимые, то шины еще подойдут к использованию. Если же значения меньше, то продолжать эксплуатацию автомобиля с этими шинами не рекомендуется, так как они не обеспечат безопасное вождение, особенно в экстренных ситуациях.

Если под рукой нет штангенциркуля, то измерить высоту протектора можно при помощи монетки.

Она позволит понять, сколько еще осталось высоты, но точность измерений она не гарантирует, а только позволяет примерно сравнить показатели равномерности/неравномерности истирания резины. На некоторых покрышках имеется индикатор износа. Если он вровень с протектором, значит, покрышки полностью изношены.

Обычно индикатор состоит из цифр. Износ летних шин не должен быть более 2-3 мм, а у зимних – не более 4-6 мм.

При этом у зимних шин также должны оставаться шипы, если их менее 40%, то к дальнейшей эксплуатации покрышки не подходят, так как зимой безопасную езду они не обеспечат. В городских условиях без шипов еще можно ездить в экстренных случаях, но предельно аккуратно, а на трассе этого делать точно нельзя ни при каких обстоятельствах.

Индикатор износа шин находится на самом протекторе, но найти его не так просто.

Для этого на боковой части следует найти отметку в виде логотипа марки, треугольника, либо специального знака TWI.

На покрышках Мишлен индикатор расположен в центральной канавке и обозначен специальным символом. Компания Континенталь на своих моделях применяет промежуточный индикатор, стирание которого сигнализирует о потере устойчивости к эффекту аквапланирования.

На покрышках Нокиан и Матадор обычно применяется цифровой индикатор. Он удобнее всех, так как числа на нем соответствуют высоте протектора в миллиметрах. Если у вас нет желания постоянно измерять высоту протектора и определять износ шин, то можно просто менять их каждые 6 лет, тогда они не подведут вас на дороге.

Однако такой период актуален только для спокойного стиля вождения. Любителям «погонять» менять резину придется чаще, да и протектор лучше все-таки проверять, так как шины изнашиваются гораздо быстрее и сильнее.

Следить за степенью изношенности покрышек необходимо всегда, независимо от того, по какой дороге автомобиль чаще всего ездит и какой стиль вождения у автовладельца. На дорогих моделях делать это несложно, для этого предусмотрен индикатор. На бюджетных его нет, но понять, что шины износились, тоже можно.
На бюджетных его нет, но понять, что шины износились, тоже можно.

Как выяснилось, для этого есть несколько способов. Если резина изначально была куплена б/у или бюджетная, то за ее состоянием надо следить тщательнее, так как она быстрее приходит в негодность.

Протекторы шин для легковых автомобилей важны для обеспечения хорошего сцепления колес ТС с дорожным покрытием и, как следствие, достижения устойчивости машины на дороге.

Эффективность выполнения этим элементом своих функций зависит от размера, формы и рисунка насечек на поверхности автомобильной резины.

Кроме того, глубина орнамента (также ее называют высотой) служит индикатором износа покрышек.

В то время как ширина протектора шины в течение всего периода эксплуатации остается практически одинаковой, глубина уменьшается вместе с истиранием резины. Поэтому для рабочих шин такой показатель называется остаточным.

Разновидности протекторов шин для легковых автомобилей Когда высота протектора становится недостаточной, машина начинает терять сцепление с дорогой. Это приводит к нарушению устойчивости и управляемости авто, появлению заносов при поворотах и удлинению тормозного пути. Помимо этого, возрастает угроза повреждения протектора шины при преодолении даже незначительных препятствий в движении.

Еще одной важной функцией такого элемента автомобильных покрышек является отведение дождевой и снеговой влаги, а также грязи. При малой глубине протектор не способен справиться с этой задачей, что приводит к появлению эффекта аквапланирования — потери управления автомобилем при заезде в скопление воды или снега на дорожном покрытии.

  1. Дополнительными неудобствами, которые приносит владельцу машины износ протектора, являются повышение расхода топлива и увеличение производимого ТС шума при движении.

Порез – наиболее распространенное повреждение протектора шины Учитывая представленную выше информацию, возникает логичный вопрос: какая остаточная глубина протектора шин легкового автомобиля является нормой?

Сегодня этот показатель закреплен законодательно. Постановление Правительства РФ о внесении изменений в процесс допуска к эксплуатации транспортных средств вступило в силу в начале 2015 года. Этот документ определил, какова должна быть допустимая высота протектора шин для всех видов транспорта.

Для легковых автомобилей такой показатель должен составлять не менее 1,6 мм.

Официально это требование актуально для ТС, предназначенных для нагрузки не более 3,5 тонн. В эту категорию помимо легковушек попадают два вида прицепов: для грузов до 0,75 тонн и свыше этой отметки, но не более 3,5 тонн.

Также условие действует для микроавтобусов, рассчитанных не более чем на восемь сидячих мест помимо водительского кресла. По умолчанию, такую глубину может иметь допустимый протектор летних шин и демисезонной резины.

Однако Постановлением предусмотрена иная высота протектора зимних шин — 4 мм. Требование актуально для покрышек, предназначенных для заснеженной и обледеневшей дороги, имеющих знак горной вершины или маркировку с буквами М и S. Измерение глубины / высоты протектора шины Актуальные штрафные санкции за недостаточную высоту протектора сегоднясоставляют 500 рублей.

Также возможен запрет допуска транспортного средства к эксплуатации при несоблюдении вышеприведенных условий. Чтобы избежать этого, нужно отслеживать степень износа резины и проводить регулярные измерения глубины рельефа. В связи с этим многие автовладельцы интересуются, как измерить протектор шин самостоятельно.

Прежде всего, стоит учесть, что на современных моделях покрышек присутствуют индикаторы износа. Они расположены в углублениях рельефа и выглядят, как перепонки или небольшие выпуклости.

Когда резина изнашивается до допустимого предела, они оказываются вровень с поверхностью. В тех случаях, когда индикаторы отсутствуют, следует воспользоваться штангенциркулем. Щуп инструмента вставляется внутрь протектора до достижения дна углубления, а затем проверяются измерения по шкале.

Стоит заметить, что замеры необходимо проводить на нескольких участках покрытия, поскольку износ шины может быть неравномерным. Существует еще один, народный способ проверки глубины протектора. Для этого используется монета достоинством в 10 копеек.

Если монета скрывается наполовину, то можно спокойно продолжать эксплуатацию покрышек.

Если скрытым оказывает только растительный орнамент — шина близка к износу, а если только обод — пришло время замены резины.

Распространенные причины преждевременного износа протекторов шин Современные покрышки в среднем рассчитаны на эксплуатацию в течение шести сезонов.

То есть признаки значительного износа должны обнаруживаться через 3-4 года после начала использования. Однако существует множество факторов, усиливающих износ шин. Например, при быстром и сильном повышении скорости уровень истирания колес увеличивается в три раза.

Длительные переезды и движение по неровному дорожному покрытию также являются негативными факторами. Поэтому стоит измерять глубину протектора каждый сезон.

Контроль за состоянием шин относится к базовому уходу за автомобилем наравне с поддержанием чистоты в салоне и своевременной заменой лампочек в фарах. Но если о том, что пора ехать в химчистку, скажут пятна на обивке, а о визите к электрику напомнит электронный датчик или сниженная видимость ночью, в случае с покрышками придется проявить инициативу, потому что в их арсенале есть только опасные сигналы.

Рисунок протектора на шине Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:

  • Ради безопасности. Глубина рисунка протектора напрямую связана с управляемостью автомобиля: чем мельче становятся ламели, тем хуже покрышка отводит грязь и воду, и поэтому повышается риск аквапланирования. В том же случае становится хуже сцепление с дорогой и увеличивается тормозной путь.
  • Во избежание штрафа. Ч.1 ст.12.5 КоАП РФ устанавливает наказание в размере 500 рублей за управление ТС, если оно неисправно или состояние отдельных систем не соответствует нормам, указанным в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств ПДД РФ. Прописаны там и минимальные значения глубины протектора шин в зависимости от их типа.
  • Чтобы вовремя узнать о неисправностях, повлекших определенный тип износа. Например, стертая пятнами шина говорит о разбалансировке колес, которая может не только стать причиной вибрации, но и повлиять на работу и срок службы всей подвески.

Свойства покрышек разнятся в зависимости от их назначения: например, для производства беспрокольных шин, предназначенных для автомобилей с системой контроля давления и адаптированными подвесками, используют очень жесткую резину, а на внедорожных, часто имеющих дело с глиной и уклонами, делают более глубокие ламели. К ключевому условию эксплуатации, влияющему в том числе и на износ, относится и сезонное назначение. Отличается жесткостью материала и меньшей глубиной протектора – обычно это 6-8 мм.

Это объясняется тем, что шинам не приходится противостоять перепадам температур (в гараже одна температура, на улице – совсем другая) и кардинальной разнице в покрытиях в течение одной-единственной поездки (например: снег, лед, асфальт). А для того, чтобы нивелировать влияние погоды на дорогу, достаточно тонких ламелей, способных отводить воду и грязь.

В итоге летние покрышки могут оставаться пригодными для поездок в течение всех 10 лет, которые чаще всего заявляют производители (по ГОСТ 4754 этот срок составляет 5 лет). Зимним шинам приходится приспосабливаться к более экстремальным условиям: нужно, чтобы резина была устойчива к перепадам температур и к часто изменяющемуся давлению внутри. При этом они должны обеспечить автомобилю надежное сцепление с заснеженными покрытиями и льдом.

Соответственно, ламели на покрышках делают шире и глубже (от 9 до 11 мм), а для их производства используют более мягкий и эластичный материал, чем для летних – и он изнашивается заметно быстрее. Особенно внимательно стоит отнестись к «липучке» – резина для нее пластичнее всего.

Поэтому, несмотря на то, что ГОСТы и нормы для зимних шин не отличаются от норм, предусмотренных для летних, менять их стоит не реже, чем раз в четыре сезона или при пробеге от 40 тысяч км (для российских) до 80 тысяч км (такую максимальную цифру указывают китайские производители).

Возраст покрышек можно узнать по боковой маркировке: первая и вторая цифры обозначают неделю производства, а третья и четвертая – год.

Дата производства покрышки Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:

    Неправильное хранение. О таком можно говорить, если шины весь сезон находятся в чрезмерно сухом непроветриваемом месте под прямыми солнечными лучами, в окружении коррозийных металлов, масел, смазок и кислот. Важно и положение покрышек: если они на дисках, лучший способ хранения – подвесить, а резину без дисков правильнее поставить на ребро Такие условия сложно создать на балконе или в гараже, поэтому идеальным вариантом станут услуги автосервисов со специальными хранилищами.

Правила хранения шин Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца.

Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу. Говорит о том, что шины хранились правильно, а автомобиль был в хорошем техническом состоянии и не перегружался.

Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.

Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости. Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек Его причинами могут быть деформированные диски или неправильная геометрия осей.

Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги. Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства.

Если нет, то причина может быть в схождении колес. Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества. Пример пилообразного износа шины с блочным протектором Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить.

Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  1. для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  2. для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
  3. для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  4. для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1. При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок. Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины.

И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно. Пример индикатора износа протектора Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.

Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида: I=(H new -H now )/(H new -H min )*100% где I – износ, H new – высота протектора новой шины этой модели и размера, H now – фактическая высота протектора (минимальное значение), а H min – минимально допустимое значение высоты протектора.

Даже оценивая состояние шин только визуально, можно получить ценную информацию об исправности автомобиля.

А более глубокий анализ с измерениями позволит поддерживать его в надлежащем состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.

Высота протектора — важный параметр, определяющий основные характеристики шины и всего автомобиля, в том числе управляемость, сцепление с дорожным покрытием и т.д. Современные шины позволяют отслеживать степень износа протектора с помощью специальных интегрированных индикаторов.

Что такое индикатор износа шин и как им пользоваться — читайте в данной статье. Основные характеристики автомобильных шин обеспечиваются нанесенным на их поверхности выпуклым рисунком — протектором.

Благодаря протектору формируется пятно контакта шины с дорожным протектором, обеспечивается зацепление колеса с дорогой, а главное — протектор отводит из-под колеса воду, грязь и снежную кашу, обеспечивая лучший его контакт с поверхностью дороги. Однако резина постоянно подвергается износу, поэтому с течением времени протектор истирается и его высота уменьшается. Это влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе снижение скорости начала «аквапланирования», ухудшение управляемости, повышение вероятности срыва в занос и т.д., а износ протектора грузовиков и тракторов снижает и проходимость этих транспортных средств.

В конечном итоге, чрезмерный износ шин снижает безопасность автомобиля и может стать причиной ДТП.

Поэтому высота протектора жестко регулируется законом, и каждый водитель должен соблюдать установленные требования на износ шин. Остаточная высота протектора, при достижении которой шины уже нельзя эксплуатировать, установлена пунктом 5

«Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»

, который является приложением к ПДД. На сегодняшний день установлены следующие значения остаточной высоты протектора:

  1. Для автобусов — 2 мм.
  2. Для мотоциклов — 0,8 мм;
  3. Для грузовых автомобилей — 1 мм;
  4. Для легковых автомобилей — 1,6 мм;

При достижении указанных значений шину необходимо заменить, в противном случае это будет нарушением ПДД с наложением на водителя соответствующих санкций.

Определить остаточную высоту протектора можно различными способами, однако сегодня наиболее распространенным и простым является встроенный в шины индикатор износа. Индикатор уровня износа шин устроен довольно просто — это часть протектора, имеющая определенное положение, и отличающаяся от основной части протектора формой и размерами. Существует два основных типа индикатора износа протектора шин:

  1. Объемные (выпуклые) индикаторы — это объемный элемент, который обычно расположен в канавке протектора;
  2. Индикаторы в виде выдавленных штрихов или иных элементов различной глубины.
  3. Цифровые индикаторы — выдавленные в протекторе цифры и иные фигуры, имеющие различную глубину;

Объемные индикаторы наиболее просты и достаточно информативны.

По мере износа шины высота протектора снижается, и в какой-то момент сравнивается с высотой индикатора — это говорит, что шина имеет критический износ и требует замены. На многих шинах имеются не только основные, но и промежуточные индикаторы — выравнивание высоты протектора с этими индикаторы предупреждает водителя о том, что нужно быть осторожным и уже позаботиться о поиске новых шин. Цифровые индикаторы выдавлены в протекторе, причем они имеют различную глубину: наибольшая цифра (обычно это «8») — имеет меньшую глубину, наименьшая («2» для летней резины и «4» для зимней) — наибольшую глубину.

По мере износа шин цифры пропадают, а о текущей высоте протектора говорит наибольшая из оставшихся цифр. О том, что шина имеет критический износ, говорит исчезновение последней цифры.

Необходимо отметить, что сегодня применяется три основных типа цифровых индикаторов:

  1. Индикаторы с рядом цифр, маркировка производится в процентах от высоты протектора.
  2. Индикаторы с рядом цифр от «2» или «4» до «8», маркировка производится в миллиметрах;
  3. Индикаторы с одной сегментированной цифрой, выполненной по типу цифр в электронных семисегментных индикаторах — каждый сегмент выдавлен на разную глубину, и по мере износа появляются разные цифры. Маркировка обычно производится в миллиметрах;

Выдавленные в протекторе индикаторы работают так же, как и цифровые, однако они не всегда удобны, так как требуют расшифровки. Цифровые индикаторы более удобны, потому что они интуитивно понятны, а поэтому получили довольно широкое распространение. На одной шине предусмотрено несколько (обычно шесть) индикаторов износа, равномерно разнесенных по окружности протектора.

О расположении индикатора указывает специальная маркировка, нанесенная напротив индикатора в плечевой зоне покрышки.

В шинах разных производителей используется неодинаковая маркировка:

  1. Треугольник, направленный вершиной в сторону протектора;
  2. Аббревиатура TWI (Tread wear indicator) с треугольником;
  3. Снежинка (обычно на зимних шинах некоторых брендов);
  4. Фирменные фигуры и логотипы (например, на шинах Michelin используется узнаваемая фигурка Бибендума).

Наличие нескольких индикаторов на одной шине позволяет определять равномерность ее износа, но главное, что дают шесть индикаторов — удобство определения износа протектора независимо от положения колеса. Если бы индикатор был один, то нахождение его местоположения и определение износа было бы осложнено и требовало бы перестановки автомобиля. Оценка износа протектора с помощью индикатора довольно проста и не требует каких-либо особых навыков.

В первую очередь, необходимо по значкам на боковой части шины найти положение индикаторов, а затем уже по индикатору оценить степень износа протектора.

В случае объемного индикатора необходимо ориентироваться на разность высоты протектора и индикатора, и если они равны — следует произвести замену покрышки.

Выравнивание высоты протектора с промежуточным индикатором не является сигналом о необходимости замены шины, но дает водителю понять, что уже стоит соблюдать осторожность и готовиться к скорой замене резины. В случае цифрового индикатора нужно ориентироваться на самую большую из выдавленных в протекторе цифр.

Так, если на летней резине стерлись все цифры, кроме «4» и «2», то шину еще можно эксплуатировать, однако стоит готовиться к ее скорой замене. О необходимости поставить новую резину говорит исчезновение цифры «2» на летних шинах и цифры «4» на зимних шинах. Затягивать со сменой покрышек при их износе нельзя, так как это опасно и, к тому же, незаконно.

Поэтому рекомендуется периодически осматривать индикаторы износа шин и при наступлении критического износа произвести их замену.

Только так можно избежать многих опасностей, которые таят «лысые» покрышки, и санкций со стороны сотрудников ГИБДД.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх