Главная - Другое - Государственный аппарат и право в период первой мировой войны

Государственный аппарат и право в период первой мировой войны


Государственный аппарат России в годы первой мировой войны


19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России.

Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности.

Значительная часть страны была объявлена на военном положении. В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров. В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.

В августе 1915г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием.

В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др. К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи.

В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов; Особое совещание по устройству беженцев.

В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. В состав Особого совещания по обороне входили: председатели Государственного совета и Государственной думы, по 9 членов от Государственного совета и Государственной думы, по одному представителю от министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов.

Председателем Особого совещания по обороне был военный министр. Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз.

Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным.

В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1916т. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением. 36. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Государственный аппарат россии в годы первой мировой войны

19 июля (1 августа) 1914 г.

Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала.

Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т.д.

Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности.

Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами. В августе 1915 г. правительством было разработано Положение о военно-промышленных комитетах.

Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

К концу 1916 г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет.

В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности.

Всероссийских союзов, Городских Дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне; Особое совещание по топливу; Особое совещание по продовольственному делу; Особое совещание по транспорту; Особое совещание по устройству беженцев.
В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне; Особое совещание по топливу; Особое совещание по продовольственному делу; Особое совещание по транспорту; Особое совещание по устройству беженцев. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.

Главным среди них являлось Особое совещание по обороне. В него входили: председатели Государственного Совета и Государственной Думы, по 9 членов от Государственного Совета и Государственной Думы, по одному представителю от министерств, представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов.

Председателем Особого совещания по обороне был военный министр.

Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные.

Летом 1914 г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний.

Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза.

Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов.

Осенью 1916 г. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением. В годы первой мировой войны в районах, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежала военно-окружным судам и Главному военному суду.

При чрезвычайных обстоятельствах могли образовываться военно-полевые суды, для которых характерны следующие черты: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

| Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

34. государственный строй и развитие права в россии в период первой мировой войны

34.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ПРАВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ С вступлением России в 1914 г. в Первую мировую войну усилилось значение таких военных органов управления, как Ставка верховного главнокомандующего.

Военное министерство и Главный штаб.

Чрезвычайные полномочия были предоставлены и Совету министров.С 1915 г. из представителей промышленности и торговли были созданы военно-промышленные комитеты, осуществлявшие посредничество между казной и промышленностью. Они распределяли военные заказы, регулировали сырьевой рынок, контролировали внешние закупки, рынок труда и транспорт.
Они распределяли военные заказы, регулировали сырьевой рынок, контролировали внешние закупки, рынок труда и транспорт.

В к. июля 1915 г. прошел первый съезд представителей военно-промышленных комитетов.

Функции комитетов были закреплены специальным законом, принятым в том же году. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители от Совета торговли и промышленности, Всероссийских земского и городского союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г.

начали создаваться особые совещания по обороне, состав этих органов утверждался императором и Гос. думой. В целях объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла был создан спец. надведомственный орган – Особое совещание министров Первая мировая война потребовала от правительства вмешательства в договорно-хозяйственные связи.

Был введен мораторий (замораживание договоров) к вексельным отношениям.В к.

1914 г. ряд оборонных заводов был переведен под контроль государства на основе принудительных гос. заказов на оборонную продукцию. Гражданско-правовая свобода по поставкам сырья и материалов была фактически ликвидирована.

В дальнейшем были запрещены сделки с представителями др. стран на все категории товаров и сырья.Правительство шло на максимальное ограничение частноправовых сделок на топливо и ряд др. особо дефицитных товаров. Разрабатывались законопроекты о гос.

монополии в ряде отраслей экономики.Губернии переводились на военное и чрезвычайное положение.

Создавались военно-полевые суды. Были установлены угол, ответственность за нарушение военной повинности и смертная казнь за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы.

Усилена угол, ответственность за пьянство, взятки и спекуляцию, преднамеренное повышение цен на продовольствие, уклонение от гос.

заказов, прежде всего оборонного характера.Угол, ответственность устанавливается за сокрытие товаров и сырья, за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными.

2. Государственный аппарат России в период I мировой войны (1914-1917 гг.)

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств — Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта).

Обе враждующие группировки преследовали захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России входили захват принадлежащих Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземное — Босфора и Дарданелл, отторжение из состава Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Изменение в государственном аппарате.
Изменение в государственном аппарате. Во время войны царское правительство предприняло ряд мер, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям и усиливающих вмешательство государства в экономику страны.

Ряд изменений свидетельствует об очередном шаге России по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Государственная дума. Дума четвертого созыва, избранная в 1922 г.

На основе избирательного закона от 3 июня 1907 г., представляла собой октябристско-кадетское учреждение. Социал-демократическая фракция, включая большевиков, занимала в Думе 14 мест. Через три месяца после начала войны она была обвинена в государственной измене, арестована, а затем осуждена и выслана на вечное поселение в Туруханский край.

Дума созывалась царем не регулярно.

По важнейшим вопросам государственной жизни царь издавал указы в соответствии со Столыпин.

87 Основных законов Российской империи 1906 г.

В обход Думы. Лидеры помещичье-буржуазных фракций, которых беспокоила опасность срыва колонизаторских планов русской империалистической буржуазии, пытались повлиять на политику правительства, добиться создания ответственного перед Думой правительства. Стремление парламента к созданию правительства, подконтрольного и подотчетного ему, нормально для всякого государства XX века.

Стремление парламента к созданию правительства, подконтрольного и подотчетного ему, нормально для всякого государства XX века. Исполнительная власть должна зависеть от законодательной.

В августе 1915 г. Лидеры буржуазно-помещичьих партий в Думе и часть членов Государственного совета образовали так называемый прогрессивный блок, участники которого стремились не к ликвидации монархии, а к ее оздоровлению. Основным требованием блока было создание «министерства доверия», ответственного перед Думой. Буржуазия пыталась добиться от царя уступок, надеясь, что ее представители в решении государственных дел смогут довести войну до победного конца и не допустят революции.

Особые совещания. Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи.

Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов.

В 1915 г. Были образованы межведомственные органы — особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов.

30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев.

Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных. Наиболее важное значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления.

Оно было наделено широкими полномочиями.

Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств — морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности и государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союза и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета. В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства входили высший надзор за деятельность всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и предприятий такого назначения, распределение законов между заводами.

Если последнюю функцию — распределение заказов выполняло Особое совещание, то все остальные должны были реализовать фактически его уполномоченные.

В соответствии с Правилами о порядке действия местных уполномоченных 1915 г., уполномоченные Особого совещания и их заместители были назначены не только в губернские города, но и в крупные промышленные центры с организацией при них заводских совещаний. Особое совещания явились формой вовлечения представителей буржуазии во все звенья учетно-регистрационнго аппарата царизма, сращивания финансового капитала с правительственным аппаратом. Расширение прав губернаторов и военных властей в местном управлении.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-гебернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права — административные, полицейские и судебные. Он имел право издавать обязательные постановления по вопросам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, устанавливать ответственность в виде тюремного заключения сроком на три месяца или денежного штрафа до 3 тыс.

Р. За нарушение этих постановлений.

Расширение административной компетенции генерал-губернаторов состояло вправе: воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания; делать распоряжения о закрытии всяких торговых и промышленных заведений на срок или на все время военного положения; разрешать чрезвычайные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных и городских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения этих собраний; приостанавливать периодические издания на все время объявленного военного положения; закрывать учебные заведения на срок до одного месяца и др. Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производить в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным уставом.

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор).

Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство представило Земгору права полувоенной организации.

Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. Было начато создание влиятельной организации буржуазии — военно-промышленных комитетов.

Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием.

Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями.

Таким образом война внесла определенные изменения в государственный механизм Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными.

Вновь созданные государственные и полугосударственные органы лишь дополняли сложный бюрократический аппарат, часто работавший на холостом ходу.

Вместе с тем в годы войны возросло влияние буржуазии на государственное управление, развился процесс сращивания государства и монополий. Буржуазия рвалась к власти. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1.

Охарактеризуйте меры Николая II по обновлению российской монархии в начале XX века.

2. Можно ли рассматривать «Манифест» 17 октября 1905 года как первую российскую конституцию? 3. В чем состоит основная причина роспуска I и II государственной Думы? 4. Почему события 3 июня 1907г квалифицируются как государственный переворот?

5. Удалось ли России перейти к парламентаризму?

6. Назовите особенности государственного регулирования экономики в годы Первой мировой войны. 7. Какое место в системе государственного управления занимали Особые совещания?

8. Определите статус военно-промышленных комитетов 9.

В чем состояла специфика работы IV Государственной Думы? | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Изменения в государственном аппарате и праве в период первой мировой войны (1914-1916 гг.)

Стр 17 из 31 19 июля (1 августа) 1914 г.

Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Тройственного союза, в котором главную роль играла Германия, а союзниками были Австро-Венгрия и Италия. За три дня до войны императором было утверждено Положение о полевом управлении войск в военное время. Руководство всеми военными действиями согласно Положению возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандующего, при которой действовал Штаб во главе с начальником.

Но при этом сохранялся и Генеральный штаб.

Значительная часть страны была объявлена на военном положении.

Война вызвала изменения в системе судебных органов. В 1914 г. были внесены дополнения в Военно-судный устав, была утверждена новая редакция раздела «О суде в военное время», в котором указывалось, что в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, судебная власть принадлежит военно-окружным судам и Главному военному суду.

При чрезвычайных обстоятельствах в указанных местностях учреждались военно-полевые суды. 50 губерний России были на время войны переведены на военное положение, а остальные – на чрезвычайное.

С введением военного положения управление губернией сосредоточивалось (в соответствии с Положением о полевом управлении войск и особыми Правилами о местностях, объявленных на военном положении) в руках военного командования. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губернии; осуществлять реквизиции; воспрещать вывоз средств, могущих потребоваться для военных действий, и принимать другие меры в целях охраны государственного порядка и успешного ведения войны.

Попыткой вмешательства государства в экономику страны в военное время было учреждение Особых совещаний, закон о которых был принят в августе 1915 г.

В соответствии с законом были созданы: Особое совещание по обороне государства, Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны, Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов и Особое совещание по устройству беженцев. Особые совещания получили право осуществлять надзор за заводами, распределять государственные заказы и контролировать их выполнение, определять договорные связи предприятий, отстранять по своему усмотрению администрацию заводов от занимаемой должности, закрывать частные предприятия, подвергать их секвестру. Создание Особых совещаний свидетельствовало о стремлении правящих кругов усилить государственное регулирование экономикой, но в то же время давало возможность в большей мере учесть интересы владельцев военно-промышленных предприятий.

Буржуазия стремилась для усиления своего влияния на политическую и экономическую жизнь страны использовать земства и органы городского самоуправления.

В 1914 г. состоялись съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз.

Позднее в 1915 г. оба союза создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор).

Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, заботой об инвалидах, производством медикаментов, а позднее стал участвовать в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния в политической жизни страны.

Усиление влияния буржуазии на принятие важных правительственных решений проявилось и в создании военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде, в состав которого входили представители съездов промышленности и торговли.

Военно-промышленные комитеты должны были привлекать к своей деятельности научно-технические силы, представителей управлений железных дорог, союза земств и городов.

Положение о них было принято в августе 1915 г. Оно указывало, что целью их создания является содействие правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Они занимались поставками и подрядами по заказам казны, организовывали по соглашению с военным и морским ведомством приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота.

Военно-промышленные комитеты стали влиятельными организациями буржуазии, занимавшимися распределением военных заказов между промышленными предприятиями. Но принятых мер оказалось недостаточно для мобилизации экономики в условиях войны.

Сложившаяся ситуация требовала выработки новых решений и прежде всего мер, усиливавших вмешательство государства в экономику страны, усиления государственного регулирования экономикой. Война вызвала необходимость внесения некоторых изменений в законодательство Российской империи.

Эти изменения прежде всего были связаны с усилением государственного регулирования экономикой. Широко использовались государственные заказы заводам оборонной промышленности, регламентировались поставки сырья и материалов, применялись реквизиции (возмездное изъятием материалов, необходимых для военных нужд) и принудительные выкупы предприятий в казну (секвестры).

Была предпринята попытка введения хлебной монополии, принудительной продажи хлеба и фуража по нормам, определенным по губерниям, запрещен вывоз за границу хлеба и некоторых других продуктов и предметов (например, металлов, руды). Некоторые изменения претерпело и социальное законодательство. Так, в 1915 г. правительство выделило значительные суммы на оказание помощи беженцам, для членов семей лиц, призванных на военную службу с государственных предприятий, устанавливались денежные пособия, уплачиваемые в полном размере только в том случае, если на иждивении находились жена и более пяти детей.

Во время войны были введены сверхурочные работы, ликвидированы имевшиеся ранее ограничения использования детского и женского труда. Были внесены изменения и в уголовное законодательство.

В 1912 г. был утвержден новый закон об ответственности за шпионаж, значительно расширивший понятие шпионской деятельности, усиливший ответственность за нее. Во время войны были увеличены наказания за дезертирство, самовольную отлучку и уклонение от несения военной службы, за умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы. Уголовная ответственность вводилась за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении договора или поручения правительства о заготовлении средств нападения или защиты от неприятеля и о поставке предметов довольствия для действующих армии и флота.

Была усилена уголовная ответственность за взятки. 17 : схема и процесс работы устройства.

: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Образовательный портал — все для студента юриста.

Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России.

Все действия были направлены на победу в войне и мобилизацию капитала.

Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и госзаймов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомствённых комиссий.

Мобилизация капитала вызывала противоречия, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовывать различные социальные интересы.

ВПК( военно- промышленные комитеты). Цель: организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. Функции: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли (закупок), нормирование цен на сыръе, т.е.

мобилизация торговли, регулирование рынка труда, регулирование транспорта.

При ВПК создавались рабочие группы, биржи труда для улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.

Особые совещания. С лета 1916 г.

начинают создаваться особые совещания по обороне.

Определялись Госдумой и утверждались императором.

Задачи: требовать от частных предприятий принятия военных заказов и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих гос и частных предприятий, ревизовать предприятия. Устанавливали твердые цены, ввели продразверстку. В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет: требования сведений о запасах продовольствия, установление плана перевозок и заготовок.

На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты.

Осенью 1916 г. параллельно с гос-промышленными органами стали создавать общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Задачи: помощь раненым, распределение заказов мелким предприятиям, посредничество между ними и казной.

Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключаемые разными земствами между собой. Действуюшие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введении нового налога на прибыль, они подчинили себе деятельность Центрального ВПК, отдельных ВПК и Земгора.

В декабре 1916 г. правительство начало наступление на пояити-ческую оттозицию: прерывается заседшше Государственной Думы, заперщается Земгора, ВПК. В свою очередь активизируется Прогрессивный блок в Думе.

Предыдущие статьи: Следующие статьи:

Изменения в государственном аппарате в годы первой мировой войны

Начавшаяся в августе 1914 г., война с Германией обусловила милитариза­цию экономики России.

Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство начало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, — на победу в войне и мобилизацию капитала.

Происходило существенное сокращение посевных площадей и това­рооборота.

Финансовые трудности были связаны с резким повышением нало­гов, увеличением эмиссии и государственных займов.

Транспортные затрудне­ния правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной думой и утверждался императором.

В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия военных заказов (пре­имущественно перед другими) и отчетов по их выполнению; отстранять дирек­торов и управляющих государственных и частных предприятий; ревизовать тор­говые и промышленные предприятия всех видов и секторов. Особые совещания по продовольствию проводили проверку наличия про­дуктов и в случае необходимости их реквизицию.

Особые совещания по перевозкам устанавливали порядок принудительно­го пользования транспортом и помещениями в государственных и обществен­ных целях.

Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания.

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными ор­ганами стали создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов («Земгор»). Своей задачей они ставили оказание помощи ра­неным (организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсо­нала), распределение заказов мелким предприятиям. Одним из главных направлений государственного регулирования эконо­мики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия.

По действую­щему законодательству таксы на сырье и продовольствие могли устанавливать­ся городскими управами. Поскольку производство находилось в частных руках, государство не могло регулировать рынок методом «товарных интервенций».

У него не было ни запасов продовольствия, ни разветвленного аппарата, поэто­му оставался лишь метод репрессии, «административно-командный». При так­сировке цены устанавливались государством не на основе себестоимости про­дукции, а с учетом рыночных цен.

Фиксированные цены устанавливались в местных пределах (губернии и города) и способствовали деформированию рынка.

Твердые цены устанавлива­лись особыми совещаниями и в отличие от такс вводились законодательным пу­тем и во всероссийском масштабе. Февральским указом 1915г. Николая II командующим войсками предо­ставлялось право запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизи­ции (когда товаровладельцы отказывались продавать по установленным ценам). В ноябре 1916г. принимается постановление о введении продовольствен­ной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой.

Расчет за изымаемые продукты производился в твердых це­нах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15% ниже твердых.

Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались не­сколько раз в неделю, ограничивался отпуск товара в одни руки, карточки лими­тировались. Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и пораже­ния русской армии обусловили раскол этого единства.

Летом 1915 г. звучала резкая критика действий правительства.

В ответ на эти требования производи­лась частая смена министров и премьер-министров.

В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главноко­мандующего в Могилев.

В августе 1915 г. в Думе произошло объединение три четверти ее депута­тов, получившее название «Прогрессивный блок». Программа этого объедине­ния предусматривала создание Министерства общественного доверия, ответ­ственного перед Думой, проведения ряда реформ. В декабре 1916 г. правительство начало наступление на политическую оп­позицию: прерывается заседание Государственной думы, запрещается деятель­ность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных коми­тетов, члены которых обвинялись в саботаже.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх