Главная - Другое - Чем отличается 44 фз от 223 фз для поставщиков

Чем отличается 44 фз от 223 фз для поставщиков


Чем отличается 44 фз от 223 фз для поставщиков

В чем отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

  1. 223-ФЗ, 44-ФЗ, АГЗРТ, Банковская гарантия, Гособоронзаказ, ЕИС, ЕЭТП, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, медоборуд., РАД, РТС тендер, Сбербанк-АСТ, СМП, Статьи, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП
  2. On 01.08.2019
  3. 0 Комментарии

Содержание

  1. Преференции участникам
  2. Обеспечение исполнения контракта
  3. Поставщики
  4. Возможность изменения или расторжения контракта
  5. Планирование закупок
  6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта
  7. Отчетность, предоставляемая заказчиками
  8. Место размещения извещения
  9. Электронные площадки
  10. Электронная подпись
  11. Заказчики
  12. Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
  13. Срок размещения и содержание извещения
  14. Обжалование действий заказчика
  15. Способы закупок

Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам. В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов. Разберем подробней отличия этих двух законов. Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ 44-ФЗ 223-ФЗ Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков. Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены.

Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок для участников. Основное правило: компания обязана лично разработать собственное Положение о закупках. В этом положении должны быть описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика. Заказчики 44-ФЗ 223-ФЗ

  1. Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, за исключением ФГУПов имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
  2. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование
  1. Госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»
  2. Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электро-газо-тепло-водо-снабжение, водоотведение, очистка сточных вод, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов) с долей участия государства выше 50%
  3. Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов
  4. Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) с долей участия государства выше 50%
  5. Автономные учреждения с долей участия государства выше 50%
  6. ФГУПы имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства

Поставщики 44-ФЗ 223-ФЗ Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Преференции участникам 44-ФЗ 223-ФЗ

  1. социально ориентированные некоммерческие организации.
  2. организации инвалидов,
  3. поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  4. учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  5. субъекты малого предпринимательства,

От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  1. приоритет товаров российского происхождения.
  2. субъекты малого и среднего предпринимательства,

Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров. Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд.

рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех. Способы закупок 44-ФЗ 223-ФЗ Существует множество способов отбора победителей:

  1. аукционы в закрытой форме (ст.86)
  2. закупки у единственного поставщика (ст.93).
  3. электронные аукционы (ст.59)
  4. конкурсы с ограничением участия (ст.56)
  5. запросы предложений (ст.83)
  6. закрытые формы конкурсов (ст.85)
  7. открытые конкурсы (ст.48)
  8. запросы ценовых котировок (ст.72)
  9. двухэтапные конкурсы (ст.57)

Обязательны всего два вида процедур:

  1. конкурс
  2. аукцион

В Положении о закупках заказчик может определить регламент для любых других способов закупок.

Заказ у единственного поставщика возможен, но для этого нужно отразить основания таких закупок в положении. Электронные площадки 44-ФЗ 223-ФЗ Восемь федеральных ЭТП:

  1. etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
  2. 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
  3. gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»
  4. roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  5. etp-ets.ru «НЭП»
  6. rts-terder.ru «РТС-тендер»
  7. gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
  8. sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»

Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

Существует более 300 коммерческих ЭТП.

Самые известные их них:

  1. com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  2. b2b-rusnano.ru «Роснано»
  3. fabrikant.ru «Фабрикант»
  4. a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
  5. и множество других…
  6. newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  7. zakupki.gazprom.ru «Газпром»
  8. b2b-center.ru «B2B-Center»

Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.

На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке. Электронная подпись 44-ФЗ 223-ФЗ Квалифицированная электронная подпись.

Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись.

Планирование закупок 44-ФЗ 223-ФЗ Планирование в два этапа:

  1. Составление плана закупок на 3 года
  2. Составление плана-графика на один год

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru.

  1. План закупок сроком на один год

Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Срок размещения и содержание извещения 44-ФЗ 223-ФЗ Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены.

Например:

  1. для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.
  2. для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней,

Содержание извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.

Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения. Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней.

Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках. Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4.

Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением. Место размещения извещения 44-ФЗ 223-ФЗ Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на одной из 8 федеральных ЭТП.

Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на любой из 300 коммерческих ЭТП.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта 44-ФЗ 223-ФЗ Обязательно обоснование НМЦ с помощью одного из методов ст.22:

  1. тарифным,
  2. нормативным,
  3. или проектно-сметным методом.
  4. затратным
  5. сопоставимых рыночных цен,

Не осуществляется в обязательно порядке. Отчетность, предоставляемая заказчиками 44-ФЗ 223-ФЗ На официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчик обязан разместить:

  1. по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  2. отчет об исполнении контракта,
  3. отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  1. заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  2. заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну,
  3. договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  4. заключенных договоров,

Обеспечение исполнения контракта 44-ФЗ 223-ФЗ Победитель конкурса или аукциона обязан финансово обеспечить контракт, вне зависимости от его цены.

Размер обеспечения от 5 до 30% начальной максимальной цены контракта. Поставщик выбирает способ обеспечения. Это либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо предоставление банковской гарантии.

В случае, если используется банковская гарантия, она должна быть выдана уполномочены на это банком и быть внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Если требования по обеспечению есть, то оно должно быть прописано в Положении о закупках. Возможность изменения или расторжения контракта 44-ФЗ 223-ФЗ Законом такая возможность не допускается, но антикризисное постановление правительства N 198 от 6 марта 2015 г. позволяет менять некоторые существенные условия: цены, сроки и объемы.

Постановление действительно до конца 2015 года. Заказчик может изменить договор: цены, сроки, объемы товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, поставщик узнает из положения о закупке заказчика.

Обжалование действий заказчика 44-ФЗ 223-ФЗ Жалоба возможна, в законе даже прописан алгоритм действий. Заявление нужно подать в письменном виде в ваше территориальное отделение ФАС.

Жалоба должна быть опубликована в течение 2 рабочих дней на zakupki.gov.ru. Еще 5 дней она рассматривается и выносится решение.

Жалобы на заказчиков рассматриваются в ФАС. Сроки подачи жалобы нужно выяснять из Положения о закупках. Комиссия также будет опираться на это положение и на Гражданский Кодекс РФ.

Просчитать риски можно заранее, посмотрев жалобы на заказчика в реестре жалоб на официальном сайте. 68 Заявка Хотите найти больше тендеров?

Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки: Последние новости

  1. Реестр квалифицированных подрядных организаций 30.04.2021
  2. Как избежать внесения в РНП, если не подписать контракт в срок 18.03.2021
  3. Какие преимущества предоставляются лекарствам из ЕАЭС в госзакупках 18.05.2021
  4. Госзакупки 2021: изменения и дополнения в нормативной базе 11.03.2021
  5. Работа в ЕАТ Березка становится удобней 02.02.2021
  6. Возможно ли взыскание ущерба с заказчика при расторжении контракта 24.05.2021
  7. В какой закупке стоит принимать участие? 06.05.2021
  8. 10 советов, которые помогут избежать реестра недобросовестных поставщиков 08.04.2021
  9. Установлен предельный срок оплаты государственных контрактов 20.05.2021
  10. Что делать, если закупка по 44-ФЗ не состоялась 25.03.2021
  11. Как заказчику закупать товар конкретной марки? 01.04.2021
  12. Реестр единственных поставщиков: кто ведёт и как в него попасть 08.02.2021
  13. Порядок участия в малых электронных закупках 12.05.2021
  14. Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ 15.04.2021
  15. Как обжаловать действия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ 28.05.2021

Назад: Инструкция по составлению отчета по закупкам у СМП по 44-ФЗ

Далее: Что изменилось в закупках с 1 июля 2020 года

Scroll

Основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Изменения в сфере госзакупок с 2020 года
  2. Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
  3. Что регулируют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

В нашей стране закупочная деятельность регламентируется двумя основными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Между собой они имеют как сходства, так и различия. Причем последних немало. Закон 44-ФЗ является более строгим, правила работы в нем объясняются более подробно, то есть для начинающих специалистов лучше пользоваться именно им.

Тем же, кто имеет опыт в госзакупках, идеально подходит 223-ФЗ.

Впрочем, и поставщики, и заказчики обязаны свободно ориентироваться в обоих законах, понимать отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ. Только в этом случае можно избавить себя от досадных промахов. Что регулируют 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Законе 44-ФЗ содержится описание норм контрактной системы, то есть правил, в соответствии с которыми государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары или услуги.

01.01.2019 г. начали действовать очередные поправки в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для проведения большинства торгов стала обязательной электронная форма. Бумажный формат сохранен лишь для отдельных случаев.

Суть новых правил участия в госзакупках состоит в том, что теперь поставщики должны иметь регистрацию в ЕИС. Это бесплатно, и процедуру нужно проходить раз в три года. Кроме того, изменился порядок получения аккредитации на торговых площадках потенциальными исполнителями.

Закон 223-ФЗ включает в себя нормы организации, осуществления закупок для естественных монополий, госкорпораций, пр.

Может показаться, что отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ по содержанию совсем невелики. Однако внимательное рассмотрение позволяет понять, что это не так.

Работая с 223-ФЗ, участники получают больше свободы.

У них появляется возможность прописывать свои условия проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, предполагает поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы как таковой.

В отличие от 223-ФЗ, по нормам 44-ФЗ проходят тендеры, организуемые государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями (кроме особо значимых), то есть больницами, детскими садами, воинскими частями, трамвайно-троллейбусными парками и т.

п. В данном документе подробно описываются все этапы организации торгов, устанавливаются штрафы за несоблюдение норм. Еще одно отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ о закупках – последний вариант используется особыми заказчиками, а именно организациями, где более 50 % принадлежит государству. Этому же закону подчиняются монополии государственного масштаба, их «дочки», например, РЖД и ФПК.

Более подробно на этом остановимся далее.

Кроме того, работать с 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под действие 44-ФЗ. Отличие здесь состоит в том, что при этом они должны расходовать только самостоятельно заработанные средства. Последние могут быть выданы им как гранты либо предназначаться для найма субподрядчиков.

Читайте также:

«Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

В тексте 223-ФЗ используются исключительно общие фразы, без конкретики, так как здесь излагаются принципы, от которых заказчикам необходимо отталкиваться при подготовке Положения о закупках на ближайший год. После чего данный документ обязательно публикуется в ЕИС, на сайте www.zakupki.gov.ru.

Отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ для заказчиков состоит в том, что во втором случае государство дает большую свободу, поскольку лишь частично финансирует их закупки.

Но нужно понимать, что используемый в 223-ФЗ подход, в отличие от 44-ФЗ, неудобен поставщикам, поскольку от раза к разу документация может кардинально отличаться.

Это приводит к временным затратам на ее изучение, необходимости адаптировать бизнес-процессы и предложения к новым условиям.

Но результат стоит всех приложенных усилий, так как 223-ФЗ применяют для проведения наиболее серьезных торгов. Если говорить об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ для поставщиков, то основной недостаток 44-ФЗ состоит в том, что данный закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников торгов.

Это связано с тем, что все средства на заказы идут из государственного бюджета. Любое несоблюдение установленных 44-ФЗ правил приводит к дисквалификации, штрафам, а в наиболее серьезных случаях к внесению в реестр недобросовестных поставщиков – что не позволяет компании работать на тендерах (и не только). Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ Ключевые отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ в 2020 году представлены в таблице: 44-ФЗ 223-ФЗ Организаторы торгов

  1. Государственные бюджетные учреждения.
  1. Муниципальные бюджетные учреждения.
  1. Организации, в которых более 50 % принадлежит государству.

  2. Компании, сфера деятельности которых относится к регулируемым видам деятельности (снабжение водными, энергетическими ресурсами, пр.).
  3. Организации-субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные, газовые компании, пр.).

  4. Бюджетные организации, приобретающие товары или услуги из внебюджетных средств (используют собственные средства, средства субподряда, гранты, пр.).

Исполнители Юридические и физические лица, ИП Юридические и физические лица, ИП, коллективные участники Форматы проведения торгов

  1. Запрос предложений.
  2. Закупка у одного исполнителя
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Электронный аукцион.

  5. Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы), оффлайн или в электронной форме.
  6. Запрос котировок.
  7. Конкурс (открытый; открытый в электронной форме; с ограниченным участием; с ограниченным участием в электронной форме; двухэтапный; двухэтапный в электронной форме).
  1. Закупка у одного исполнителя.

  2. Конкурентная закупка в электронной форме.
  3. Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).

  4. Другие способы, прописанные в Положении.
  5. Закрытая конкурентная закупка.

Торговые площадки В качестве торговых площадок могут выступать:

  1. «ТЭК-Торг».
  2. «Сбербанк АСТ».
  3. «Росэлторг» (или Единая электронная торговая площадка ЕЭТП).
  4. «Заказ РФ» (или Общероссийская система электронной торговли ОСЭТ).

  5. АСТ ГОЗ (используется только во время закрытых тендеров на выполнение оборонного заказа).

  6. ЭТП ГПБ («Газпромбанк») – секция «Государственные закупки».
  7. «Российский аукционный дом».
  8. «РТС-Тендер».
  9. «Национальная электронная площадка» (раньше называлась ММВБ-Госзакупки).

Участник получает аккредитацию на всех этих площадках сразу после регистрации в ЕИС. Отметим, что регистрация всегда осуществляется бесплатно, в отличие от площадок для работы по 223-ФЗ Всего существует свыше 170 торговых площадок.

Организаторы имеют право выбирать ЭТП на свое усмотрение.

Могут использоваться площадки с платным и/или бесплатным доступом, также допускаются различные условия участия Сроки предоставления заявок на участие Для всех этапов торговой процедуры 44-ФЗ устанавливает жесткие сроки. Их обязаны соблюдать все стороны, принимающие участие в тендере В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет заказчику самому фиксировать сроки в Положении о закупках. Поэтому всем участникам тендера по 223-ФЗ важно изучить конкретное Положение Отчеты в ЕИС Необходимо подготовить такие отчеты:

  1. Об исполнении условий соглашения либо одного из этапов.
  2. О количестве закупленных товаров при исполнении специального инвестиционного контракта
  3. Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.
  4. О закупках у СМП И СОНКО.
  5. Обоснование закупки у одного исполнителя.
  1. Ежемесячные отчеты.

  2. Годовые отчеты о закупках:
  1. у субъектов малого и среднего бизнеса;
  2. инновационной, высокотехнологичной продукции;
  3. ежемесячные отчеты

Обеспечение контракта Госзаказчик имеет право установить обеспечение в пределах 0–30 %, если договор заключается на сумму до 50 миллионов рублей. Если производится закупка медицинского оборудования или сумма превышает 50 миллионов рублей, обеспечение должны быть 5–30 % от НМЦК.

Участник тендера может сам выбирать способ обеспечения контракта. Данную роль играет банковская гарантия или денежные средства, вносимые на счет организатора Заказчик сам устанавливает данную сумму, в отличие от 44-ФЗ, предписывающего более строгие ограничения Внесение изменений в положения, расторжение контракта Существенные условия договора не могут быть изменены. Подобные действия допускаются лишь в определенных законом случаях, если достигнуто соглашение между сторонами контракта (ч.

1 ст. 95). Расторжение осуществляется:

  1. при отказе одной из сторон от выполнения своих обязательств
  2. по соглашению сторон;
  3. по решению суда;

Возможность корректировки условий соглашения фиксируются в Положении. Любые изменения существенных условий договора должны быть согласованы с исполнителем.

Могут корректироваться количество, объем, цена закупаемых товаров/услуг, сроки исполнения. Расторжение допускается только при наличии существенных нарушений участником и производится по решению суда Обжалование действий организатора торгов Жалобы рассматривается в течение пяти рабочих дней и подаются:

  1. В уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.
  2. Контрольный орган в сфере гособоронзаказа
  3. В территориальное отделение федеральной антимонопольной службы.

Жалобы на действия заказчика направляются в территориальное отделение ФАС. Сроки подачи жалоб устанавливаются Положением о закупках.

Претензия рассматривается в соответствии с Положением и ГК РФ.

Могут быть обжалованы:

  1. нарушения норм оператором ЭТП;
  2. отсутствие сведений о тендере в ЕИС;
  3. предъявление к поставщикам требований, которые не содержатся в документации по тендеру
  4. действия организатора;

Считается, что между 223-ФЗ и 44-ФЗ есть одно главное отличие: по 44-ФЗ работать проще.

Это связано с тем, что в госзакупках, проводимых по нормам данного закона, все требования, процедуры и условия жестко зафиксированы и являются общими для всех.

Использовать на практике 223-ФЗ сложнее, зато он дает большой спектр возможностей всем сторонам контракта.

При работе с 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, мало просто знать нормы закона, нужно также обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы его применения и уточняют положения законодательного акта.

Не менее важно перед участием в закупке изучать документы, предоставляемые организатором.

Практика показывает, что в некоторых случаях также приходится обращаться к другим законам, например, «О защите конкуренции». Поэтому если обозначить отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами, то для нормативного регулирования закупок при работе с 223-ФЗ необходимо пользоваться другими актами.

Изменения в сфере госзакупок с 2020 года Каждый год в законодательство о закупках вносятся разного рода изменения. С 2020 года законы в сфере закупок будут иметь такие отличия: Обязательная регистрация исполнителей в Единой информационной системе. С начала 2020 года данное правило распространялось исключительно на новых участников торгов.

В отличие от новичков, те, кто прошел регистрацию в 2018 году, могли продолжать работать до окончания аккредитации или до конца 2020 года. С 01.01.2020 г. регистрацию на ЕИС должны иметь все, кто хочет участвовать в электронных закупках по 44-ФЗ, в конкурентных торгах для малого бизнеса по 223-ФЗ, в закупочных процедурах по постановлению Правительства РФ № 615.

Регламентация работы в ГИС «Независимый регистратор». ГИС «Независимый регистратор» представляет собой официальное ПО, позволяющее участникам государственных закупок записывать свои действия на электронных площадках, в ЕИС.

Система производит видеофиксацию, шифрует информацию и в дальнейшем хранит все необходимые данные. Программу можно установить бесплатно, для этого ее нужно скачать на официальном сайте zakupki.gov.ru Читайте также:

«Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Бывает, что из-за технического сбоя на электронной площадке поставщик теряет возможность участвовать в тендере.

После торгов в 2020 году, в отличие от предыдущих лет, он сможет подтвердить факт нарушения с помощью данной программы. Записи торгов на ЭТП в закодированном виде отправляются на сервер «Независимого регистратора», после чего могут быть расшифрованы по запросу сотрудника ФАС. Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2020 г.
Изначально предполагалось, что данное изменение вступит в силу 01.10.2019 г., но позже его перенесли на 01.01.2020 г.

Новые типовые контракты. С 01.01.2020 г. тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют отличия по формату используемых контрактов.

Теперь участники госзакупок по 44-ФЗ должны работать с типовыми контрактами. В отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ позволяет самостоятельно выбирать форму соглашения. Типовые контракты разрабатываются федеральными министерствами и ведомствами, госкорпорациями «Росатом» и «Роскосмос», после чего публикуются в ЕИС, а именно в библиотеке типовых контрактов.

С 2020 г. было доступно 16 типовых контрактов, с 01.01.2020 г. к их числу добавились еще два:

  1. Изменение условий участия малого бизнеса в закупках госкорпораций.
  2. на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства;
  3. на выполнение проектных и изыскательских работ.

Речь идет о закупках по 223-ФЗ – все внесенные поправки создают более комфортные условия для участия малого бизнеса в тендерах госкорпораций. В отличие от предыдущих лет, когда по 223-ФЗ срок оплаты по контракту составлял 30 календарных дней, с 1.01.2020 г.

он уменьшился до 15 рабочих дней. Данное правило распространяется на подрядчиков, субподрядчиков и соисполнителей закупок по 223-ФЗ, начатых после 01.01.2020 г.

Не менее важно, что увеличен минимальный объем, закупки по которому госкорпорации должны произвести у малого бизнеса в течение года. Отличие составило 2 %, цифра выросла с 18 % до 20 % от общего объема договоров, подписанных по результатам торгов. Совокупный объем договоров, которые заключены при помощи тендеров, проводимых только для субъектов МСП, повысился до 18 %.

Напомним, что ранее данный показатель находился на уровне 15 %.

Замена электронной подписи. Электронная подпись для участия в торгах на ЭТП должна отвечать требованиям нового ГОСТа Р 34.10-2012.

В отличие от нового, прежний стандарт не соответствует современным требованиям шифрования. Поэтому квалифицированные электронные подписи, созданные по ГОСТ Р 34.10-2001, не могут применяться с 01.01.2020 г. Чтобы участвовать в госзакупках, обязательно проверьте свой электронный сертификат и замените на новый, если это необходимо.

Новый порядок ведения реестров контрактов. Изменения затронули порядок формирования и обмена данными между организаторами торгов и Федеральным казначейством.

С 5 января 2020 г. информация о закупке товаров, работ, услуг у малого бизнеса должна быть обязательно опубликована. В том числе, речь идет о тендерах, организованных исключительно для субъектов малого предпринимательства.

Данные требования относятся к определенным юридическим лицам с госучастием и автономным учреждениям. Новые требования к операторам электронных площадок.

Теперь операторов ЭТП обязали публиковать сведения об участниках, привлеченных к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения от юридического лица.

В отличие от предыдущих лет, с 2020 года все данные будут передаваться заказчикам, чтобы они могли убедиться, что поставщики отвечают требованиям ст. 31 закона 44-ФЗ. Информация о привлечении к ответственности включает в себя наименование суда, номер дела, дату вынесения и дату вступления в силу постановления.

Все данные автоматически генерируются в ЕИС при регистрации юридического лица на портале на основе сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.

Усиление контроля за госзакупками. С 01.04.2020 г. будет использоваться новый порядок контроля документов по закупкам.

Все они будут проверяться в Единой информационной системе.

Если говорить точнее, то проверка затронет два параметра:

  1. соответствие информации об идентификационных кодах закупки;
  2. установление в планах-графиках, извещениях, протоколах, проектах контрактов объема закупки в пределах установленного лимита финансового обеспечения.

Есть еще одно важное отличие: с этого года из закона исключаются требования, предполагающие контроль аналогичных сведений, содержащихся в планах закупок.

Изменение организации детского отдыха.

С 01.06.2020 г. начинает действовать закон, по которому государственные заказчики смогут приобретать услуги по организации отдыха детей только у компаний, внесенных в соответствующий реестр.

Чем отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

28 января 20203,1 тыс. прочитали2,5 мин.4,5 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы3,1 тыс.

прочитали до концаЭто 70% от открывших публикацию2,5 минуты — среднее время чтенияНачинающие поставщики часто путают правила, по которым проходят разные виды закупок. А ведь от них зависит буквально все: как заказчик выбирает победителя и как участники подают свои предложения.

Руководитель Наталья Патрунина рассказывает, чем отличаются закупки по закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» от закупок по закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Первое отличие — это заказчики, которые подпадают под действие законов.По 44-ФЗ закупаются государственные и муниципальные органы и предприятия. Например, различные министерства, службы, школы, больницы, исправительные учреждения и т. д. Все они тратят деньги из бюджетов разных уровней.223-ФЗ контролирует закупки коммерческих компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий, предприятий в сфере ЖКХ.

Например, «Газпром», «Аэрофлот», «РЖД», «Россети», городские водоканалы и т. д. Эти компании тратят не бюджетные деньги, а те, что заработали самостоятельно, однако их деятельность имеет существенное значение для общества и государства.Задачи у государства в обоих случаях похожи — это обеспечение прозрачности, эффективности закупок и честной конкуренции поставщиков.

Но есть нюансы. Закон 44-ФЗ — это инструмент для контроля расходования государственных денег.

Государству важно, чтобы руководители государственных и муниципальных заказчиков тратили средства честно и рационально, а не с выгодой для себя и своих партнеров.Закупки госкомпаний государство контролирует, чтобы повысить их эффективность, а естественных монополий и предприятий ЖКХ – чтобы неэффективные закупки не сказывались на тарифах и не били по кошельку конечного пользователя.В законе 44-ФЗ «О контрактной системе» все, что не разрешено, то запрещено. Заказчик не имеет право проводить закупки по собственным правилам. В законе и подзаконных актах подробно прописан каждый шаг заказчика и поставщика.В 223-ФЗ ситуация другая.

Изначально 223-ФЗ был рамочным законом: заказчик мог прописать собственные правила закупок в положении о закупках, которые должны соответствовать общим принципам конкуренции и прозрачности. Сейчас законодательная регламентация закупочных процессов усилилась: в тексте закона определен порядок проведения конкурентных закупок, но заказчик по-прежнему может установить недостающие нормы самостоятельно, например, требования к участникам, основания для прямой закупки, дополнительные элементы закупок.Именно эти подробности заказчик прописывает в положении о закупках.
Сейчас законодательная регламентация закупочных процессов усилилась: в тексте закона определен порядок проведения конкурентных закупок, но заказчик по-прежнему может установить недостающие нормы самостоятельно, например, требования к участникам, основания для прямой закупки, дополнительные элементы закупок.Именно эти подробности заказчик прописывает в положении о закупках. Поэтому кроме самого закона поставщику полезно изучить и положение каждого заказчика, с которым он планирует работать.Всю информацию о заказчиках, деятельность которых регулируется специальными законами, а также об их закупочных процедурах можно найти в .

Но сами закупки в ЕИС не проходят.И здесь мы видим определенные отличия.

Заказчики по 44-ФЗ могут проводить закупки только на 8 торговых площадках, которые выбраны Правительством РФ.Заказчики по 223-ФЗ могут проводить основной объем закупок на любой торговой площадке, а преференционные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства только на ЭТП для госзакупок.В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать любые российские компании.

Никаких особых ограничений нет.Для участия в закупках по 44-ФЗ надо зарегистрироваться в и попасть в Единый реестр участников закупок. После этого компания получит аккредитацию на всех площадках для госзакупок. Такой же порядок надо выполнить, чтобы принять участие в преференциальных закупках у МСП.Для участия в закупках по 223-ФЗ нужно просто найти подходящую процедуру, зарегистрироваться на конкретной ЭТП и подать свое предложение.Если вы хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс .

Закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ посвящено два отдельных модуля программы.

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

44-ФЗ Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение.

В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ. 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ

  1. государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  2. субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  3. организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  4. бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и .

44-ФЗ

  1. учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  2. поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  3. социально ориентированные некоммерческие организации.
  4. субъекты малого предпринимательства,
  5. организации инвалидов,

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. 223-ФЗ

  1. поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  2. субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров. 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  1. запросы предложений
  2. закрытые конкурсы с ограничением участия
  3. многоэтапные конкурсы
  4. аукционы в закрытой форме
  5. открытые конкурсы
  6. запросы ценовых котировок
  7. электронные аукционы
  8. конкурсы с ограничением участия
  9. закрытые конкурсы

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены. 223-ФЗ В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  1. запросов предложений,
  2. конкурсов,
  3. запросов котировок.
  4. аукционов,

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

44-ФЗ 8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на плоащдках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок.

Регистрация бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП.

Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату. Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.

Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС. 44-ФЗ Квалифицированная электронная подпись (КЭП). 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. 223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках.

Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку. 44-ФЗ Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  1. отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
  2. документы о приемке работ,
  3. по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,

223-ФЗ Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  1. заключенных договоров,
  2. договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  3. заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  1. годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).
  2. годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),

44-ФЗ Обеспечение заявки Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб.

Обеспечение заявки будет таким:

  1. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  2. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
  3. от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на . можно бесплатно в нашем сервисе. Обеспечение контракта и гарантийных обязательств Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  1. предоставить банковскую гарантию.
  2. внести денежные средства на счет заказчика,

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта.

, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком ( опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  1. 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  2. 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 223-ФЗ Обеспечение заявки Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. при нмц выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от нмц. участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет> Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией).

Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки.

В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 44-ФЗ Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

44-ФЗ , в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение. 223-ФЗ Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках.
223-ФЗ Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней.

А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца ().

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий

Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

. По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

  1. госкорпорации;
  2. публично-правовые компании;
  3. автономные учреждения;
  4. госкомпании;
  5. ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
  6. естественные монополии;
  7. федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.
  8. бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
  9. компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
  1. государственные внебюджетные фонды;
  2. Росатом и Роскосмос;
  3. государственные и муниципальные органы власти;
  4. государственные и муниципальные казённые учреждения;
  5. бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП.

Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

  1. размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).
  2. минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
  3. разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
  1. минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;
  2. обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

  1. запрос котировок, в том числе в электронной форме;
  2. электронный аукцион;
  3. запрос предложений;
  4. закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);
  5. конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  6. закупка у единственного поставщика.

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика.

Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП.

Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

  1. планы закупок;
  2. положения о закупках согласно 223-ФЗ;
  3. нормативно-правовые акты.
  4. реестр контрактов/договоров;

44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

  • Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
  • Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.
  • Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
  • Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
  • Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.
  • Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
  • Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
  • Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.

По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом.

Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст.

95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке.

Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре.

По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105).

Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается.

Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.

Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее.

Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы.

Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать.

Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции».


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх