Главная - Автомобильное право - Административное расследование при дтп понятие процедура проведения

Административное расследование при дтп понятие процедура проведения


Административное расследование при дтп понятие процедура проведения

Служебное расследование ДТП на предприятии


Служебный транспорт не застрахован от дорожных аварий. В случае ДТП, помимо процедур следственных органов, дорожной полиции, требуется проведение служебного расследования представителями от организации. Они собирают информацию по происшествию, анализируют ее, составляют отчетную документацию, комплекс мер по предотвращению причин произошедшего.Расследование дорожной аварии – действия сотрудников ГИБДД, следственной системы по нахождению причины и обстоятельств происшествия, поиску виновных лиц, определению ответственности каждого участника ДТП. Если же в нем было задействовано служебное транспортное средство, требуется дополнительное расследование.

Его проводит своими силами владелец ТС – предприятие, ИП, организация.Внимание!

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.Служебное расследование ДТП – анализ обстоятельств, при которых служебный автомобиль попал в ДТП, мероприятия, направленные на их предотвращение.Во время служебного расследования дорожной аварии на предприятии выявляется следующее:

  • Последствия аварии.
  • Причины произошедшего: внешние и внутренние факторы.
  • Недочеты, ошибки в работе компании, ставшие причинами аварии.
  • Определение нарушений локальных актов, правил и нормативов организации.
  • Работники, имеющие отношение к происшествию, их предварительная вина.
  • Обстоятельства, при которых случилось ДТП.

Расследование обязательно по ФЗ №196 (шестой абзац, ): ИП и юридические лица должны анализировать обстоятельства и устранять причины ДТП с участием их машин.

Это касается не только автотранспортных компаний, пассажирских перевозчиков, а всех организаций и предприятий, имеющих служебные ТС.Порядки расследований дорожных аварий различаются в зависимости от размера нанесенного вреда после происшествия. Степень тяжести определяется наличием граждан-потерпевших, ущерба, нанесенного имуществу, жизни и здоровью людей:

  • Есть погибшие. Расследование в соответствии с УК РФ. Кодексом определяются правила проведения следственных мероприятий (в зависимости от обстоятельств аварии) и сроки расследования.
  • Пострадали только ТС. Расследование осуществляется сотрудником ГИБДД. Он правомочен на месте выявить виновное лицо, составить протокол и привлечь гражданина к ответственности по КоАП. Если наблюдается спорная ситуация (сильные повреждения авто), назначается экспертное расследование.

  • Пострадали пешеходы, водители, пассажиры. Инспектор ГИБДД вызывает на место ДТП судмедэксперта. Специалист осматривает пострадавших, определяется со степенью вреда их здоровью. Ответственность виновного в аварии наступает только после вынесения судмедэкспертом соответствующего решения. В продолжение 10 дней его возможно обжаловать.

В сказано, что проведение служебного расследования ДТП обязательно во всех упомянутых случаях, вне зависимости от тяжести наступивших последствий, наличия и количества пострадавших граждан, размера ущерба.Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:

  • Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
  • Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ (1995).
  • Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: (1995).
  • Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР .

    Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия.

    В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.

По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать.

Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное .

Документ разделен на смысловые блоки:

  • Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
  • Работники, ответственные за ход мероприятия.
  • Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
  • Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
  • Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.
  • Действия представителей организации на месте аварии.

Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства , едины и обязательны для всех организаций. Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса (1996).

Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.Данные о дорожных происшествиях должны ежемесячно сверятся предприятием со сводкой Госавтоинспекции.

Это законно проверяется надзорными структурами.Служебное расследование ДТП проводится силами комиссии, созданной по приказу руководителя организации.

Стандартно в нее входят три лица – председатель и два члена комиссии. Во главе – руководитель предприятия или его зам.

В комиссию обязательно должен входить специалист, ответственный за охрану и безопасность труда на предприятии.

Другими членами группы могут назначить сотрудников кадрового отдела, бухгалтерии, работников по технической части.

Привлекаются сторонние специалисты к служебному расследованию ДТП, если причина происшествия – неудовлетворительное состояние дорожного полотна, речной переправы, железной дороги, их несоответствие действующим требованиям. В этом случае приглашаются представители коммунальных служб, дорожных организаций, в ведении которых находится участок трассы, где произошло ДТП.Расследование проходит в тесном взаимодействии с дознавательными, следственными органами, ГИБДД, технической инспекцией профсоюза.

Запрещено включать в состав комиссии по служебному расследованию аварии непосредственного руководителя сотрудника, попавшего в ДТП. Его мнение может быть не объективным.Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:

  • С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
  • Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
  • Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
  • Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
  • Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.
  • Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.
  • Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
  • Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
  • Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
  • Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.

Все вышесказанное проводится в несколько этапов.Служебное расследование ДТП начинается уже на месте аварии.

Руководитель предприятия, узнав о случившемся, обязан делегировать своего представителя – инспектора по БДД (Инженера по безопасности дорожного движения) в организации. Если есть необходимость, он собирает комиссию из состава работников для помощи пострадавшим, доставки их в медицинские организации, фиксации последствий происшествия, поиска его свидетелей.

На первом этапе служебного расследования ДТП требуется собрать как можно больше данных о происшествии.

Информация вносится в документы установленной формы, бланки которых разрабатываются ранее. Допустимо использовать образцы официальной документации правоохранительных органов для характеристики мест происшествий.Участники комиссии осматривают место аварии, опрашивают свидетелей, пострадавших, сотрудников ГИБДД (при согласии).

Задача – собрать как можно больше информации для анализа:

  • Точное время и дата ДТП.
  • Классификация дорожного происшествия.
  • Данные по ТС-участникам происшествия (обязательны госномера).
  • Число пострадавших, вред, нанесенный здоровью каждого.
  • Психическое и физиологическое состояние шофера (только врачебное заключение).
  • Характеристика места происшествия (необходимы фото-, видеоприложения).
  • Погодные условия.
  • Рабочий час в графике сотрудника, в который он попал в ДТП.
  • Цель, вид маршрута работника.
  • Информация о состоянии сотрудника предприятия и (по возможности) других участников происшествия.
  • Обстановка на трассе.

При сборе данных фотосъемке и видеофайлам уделяется особое внимание. Нужны материалы высокой четкости, позволяющие безошибочно распознать:

  1. государственные номера машин, попавших в аварию;
  2. ценные обстоятельства происшествия: неработающий светофор, повреждения дорожного полотна, стертая разметка, отсутствие знаков.
  3. местонахождение служебного автосредства после аварии;
  4. локацию ДТП, ее характерные особенности;
  5. важные вещественные доказательства случившегося;
  6. повреждения служебного автомобиля и других пострадавших ТС;

Все собранные сведения в результате служебного расследования ДТП письменно фиксируются и, при необходимости, заверяются инспектором ГИБДД. Участники комиссии внимательно изучают документы водителя предприятия: путевой лист, техпаспорт ТС, права, бумаги на перемещаемый груз.В процессе служебного расследования ДТП представители предприятия тесно сотрудничают с сотрудниками Госавтоинспекции: выясняют обстоятельства случившегося, следят за правильностью оформляемых дорожной полицией бумаг.

Все документы, что должны подписать члены комиссии, внимательно изучаются на наличие ошибок, неточностей.

Инспектор обязан принять во внимания замечания, ответить на вопросы.Если есть возможность, с документации, составленной сотрудником ГИБДД, снимаются ксерокопии на месте происшествия.

В противном случае это обязательно делают позже.

Понадобится письмо от руководителя предприятия на имя начальника местного подразделения Госавтоинспекции с просьбой предоставить копии необходимых бумаг.Второй этап – собственно расследование. В его рамках члены комиссии продолжают сотрудничать с Госавтоинспекцией, работниками дорожной службы и представителями от профсоюза.

Вся собранная на первом этапе информация анализируется.

Задача: определить правильность действий работника-водителя и других участников ДТП, предположить причины произошедшего, вынести собственные выводы по виновным в происшествии.В процессе служебного расследования ДТП определяются:

  • При актуальности: причины, по которым водитель вышел на рейс нетрезвым.
  • Явные обстоятельства произошедшего.
  • Условия возникновения аварийной ситуации на трассе.

Члены комиссии оценивают правильность действий работника предприятия (с позиции ПДД), а также условия на дороге – на сколько они могли способствовать случившемуся.

Определяется взаимосвязь между дорожной аварией и упущениями со стороны предприятия.Важная цель служебного расследования – устранить причины, которые могут способствовать повторению аварии.
На основе анализа ДТП проводится проверка предприятия:

  • Организация в рамках предприятия обучения водителей, повышения их мастерства.
  • Следование правилам перевозок.
  • Комплекс мер по отношению к нарушителям.
  • Проверка технического состояния машин перед рейсами: кто проводит, какие мероприятия по обслуживанию и ремонту предприняты, как водители сообщают о неполадках ТС.
  • Порядок составления маршрутов служебного транспорта.
  • Организация техобслуживания транспорта на предприятии.
  • Соблюдение режима «работа/отдых» водителями.
  • Скоростные нормы для служебного автотранспорта.

По результатам проверок создается список мер по улучшению, корректировке правил управления служебными автомобилями.В рамках служебного расследования ДТП определяются:

  • Обстоятельства аварии, предварительная вина каждого из участников, правильность действий работника.
  • Меры, направленные на устранение выявленных упущений.
  • Упущения со стороны предприятия, ставшие причиной аварийной ситуации на рейсе.

Все вышесказанное участниками комиссии оформляется в Акт, который каждый из специалистов заверяет подписью.

Документ ценен при сложных ДТП: собранные материалы допустимо использовать для доказательства невиновности работника в суде.Акт не содержит в себе выводов – все определения, оценки предварительные. Виновность доказывает только судья. Документ правомочны затребовать следователи для представления более полной картины ДТП.
Документ правомочны затребовать следователи для представления более полной картины ДТП. Нередко в Акте перечислены важные подробности аварии, которые ускользнули от внимания дорожной полиции.Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:

  • Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
  • Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
  • Характеризуются обстоятельства, место аварии.
  • Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
  • Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
  • Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.

В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.Скачать образец акта служебного расследования ДТП .Служебное расследование ДТП ограничено четкими временными рамками: 5 дней с момента происшествия.

Срок единый для всех ДТП вне зависимости от степени тяжести.Из положения только два исключения:

  • Семь дней дается на расследования происшествия с 4 пострадавшими гражданами или 2 погибшими.
  • Две недели расследуется ДТП, при которых пострадало 14 и более лиц или погибло свыше 7 человек.

За соблюдением установленных сроков лично следит руководитель предприятия.К Акту служебного расследования ДТП прилагается следующая отчетность:

  • Список пострадавших, погибших в ДТП: Ф.И.О., пол, дата рождения, диагноз (по врачебному заключению).
  • Ксерокопия схемы ДТП.
  • Копия протоколов осмотра ТС и места аварии.
  • Справка о провидении профилактических работ в организации по устранению выявленных причин происшествия, оценка их связи с данным ДТП.
  • Приказ руководителя с конкретными выводами по проделанному расследованию, отчетом о мероприятиях-проверках, дисциплинарных взысканиях для виновных сотрудников.
  • Объяснение водителя и должностных лиц, прямо или косвенно причастных к случившемуся.

Помимо этого, на основе Акта составляется форма учета ДТП (документ установленного образца). Документы направляются в территориальное отделение Госавтоинспекции, следственные органы, а также в организации, участвующие в служебном расследовании.

Если предприятие является филиалом, отделением, копии составленных бумаг отсылают в головной офис.Основные нюансы служебного расследования ДТП следующие:

  • Неполноценность мероприятий по определению виновных на предприятии. Чтобы этого не допустить, в составе комиссии не включают заинтересованных лиц. Необходимо привлечь сторонних специалистов.
  • Недостаточная подготовка сотрудников организации к участию в расследовании аварии. При сборе информации могут быть допущены ошибки, которые станут причиной неверных выводов.
  • Расхождение данных, предоставленных сотрудниками, с информацией, собранной ГИБДД. Потребуется доказать, что именно инспектор допустил ошибку. Для этого нужна крепкая база – четкие фото, слова свидетелей.

позволяет проанализировать причины случившегося.

На их основе проработать актуальные правила перевозок, технического и медосмотра для недопущения дорожных аварий в дальнейшем.

Объективное расследование ДТП

Автомобильная авария нуждается в тщательном изучении множества нюансов для принятия решения о виновных, наказании и возмещении вреда. Это происходит в рамках расследования дела о ДТП.

Его проводит сотрудник ГИБДД или следователь. Особенности процесса зависят от обстоятельств происшествия и последствий. Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:

  1. информативен ли осмотр места аварии, автомобилей, или нужно проводить экспертизы.
  2. были ли очевидцы события;
  3. живы ли и могут ли давать показания его участники;

Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна.

В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  1. установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  2. проведение повторного осмотра места аварии;
  3. поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  4. судебно-медицинская, ;
  5. повторные допросы очевидцев;
  6. анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.
  7. выполнение автотехнической экспертизы;
  8. следственный эксперимент;
  9. идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  10. более детальное изучение вещественных доказательств;

Рекомендуем прочитать об .

Из статьи вы узнаете о том, кто такие аварийные комиссары, их обязанностях, преимуществах оформления ДТП специалистом.

А подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП. Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий.

Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  1. кто в нем виновен;
  2. как произошло событие;
  3. какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки.

Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать. Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы.

Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело.
В компетенцию следователя также входят:

  • составление обвинительного заключения;
  • оформление результатов процедуры;
  • их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  • выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  • установление нескольких версий события;
  • отправка дела в суд.

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:

  • анализ дознавателями информации из бумаг, составленных сотрудником ДПС, схемы происшествия, разъяснений водителей, актов медосвидетельствования;
  • оформление итогов анализа в виде постановления.
  • явку автомобилистов, попавших в аварию, для дачи показаний группе разбора ГИБДД, если на месте нельзя определить виновного и вынести постановление о нарушении, уплате штрафа;
  • назначение и выполнение экспертиз, которые дадут ответы на возникшие в ходе рассмотрения вопросы (этот этап присутствует не всегда);
  • выезд инспектора на место аварии, фиксацию и документирование обстоятельств ее совершения (протоколы осмотра, справка, выявление и опрос свидетелей, схема, фото), взятие объяснений с участников;

Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее.

Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.

Разбор ДТП в ГИБДД с участием сформированной с этой целью группы происходит в несколько этапов:

  • оповещают о дате и месте проведения дальнейшей процедуры водителей;
  • в назначенное время их приглашают в кабинет, где дают возможность еще раз описать собственное видение ситуации;
  • оформляется постановление.
  • ответ на ходатайство группа разбора должна дать тут же и в письменном виде;
  • автомобилисты предоставляют доказательства своей правоты (фотографии, видео, свидетельские показания), могут требовать назначение экспертизы;
  • сотрудники сначала без участия виновной и пострадавшей сторон изучают документы по аварии;
  • если назначается экспертиза, ждут ее заключения, после чего устанавливается виновник;

Водителей могут пригласить на группу разбора по одному или вместе. Второй вариант больше похож на очную ставку, но нарушения закона в этом нет.

Иногда так проще и точнее устанавливается истина.

Порядок расследования дела о ДТП по административному нарушению состоит из:

  • оформления постановления о нарушении, если один из автомобилистов признал вину;
  • исполнения его виновником или обжалования им решения.
  • осмотра инспектором ГИБДД места, автомобилей;
  • вынесения постановления;
  • составления протоколов;
  • передачи документов в группу разбора или дознавателю, когда оба водителя считают себя потерпевшими;
  • изучения этой инстанцией обстоятельств аварии;

Если есть погибшие или тяжело пострадавшие, сотрудник ДПС вызывает на место следственную группу, так как уже рассматривают уголовное дело. Осмотр и фиксация обстоятельств аварии производятся криминалистом, следователем.

Последний открывает уголовное дело, в рамках которого допрашивает участников, свидетелей, назначает экспертизы.

По его поручениям работают дознаватели. Когда виновный в аварии установлен, дело передают в суд.

После ДТП может остаться только материальный ущерб. В этом случае дело рассматривают в рамках административного расследования.

За какое время ответственное лицо должно закончить процесс, установлено разделом 5 статьи 28.7 КоАП: Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Но если за этот период не удалось обнаружить все обстоятельства происшествия, расследование может быть продлено. Это регламентируется той же статьей закона:

  1. нет пострадавших, но дело остается невыясненным, значит, его изучение может идти еще 1 месяц;
  2. в аварии был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, возможно, процесс разрешат продлить до полугода.

Решение принимается вышестоящим начальником сотрудника ГИБДД, который ведет дело об административном нарушении. Последний подает для этого письменное ходатайство.

При наличии тяжело пострадавших или погибших авария рассматривается в рамках уголовного дела.

Здесь сроки расследования другие:

  1. 2 месяца с момента открытия дела;
  2. он может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством;
  3. в особо сложных случаях следствие разрешают вести до года.

Все это регламентируется статьей 162 УК РФ.

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными.

Поэтому в процессе расследования проводят:

  1. Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения.

Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников.

Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол.

После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

  1. Опрос участников. Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией.

Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

  1. Работа группы разбора. Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы.

Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет. О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео: Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  1. Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  1. Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  1. Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты.

При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу.

С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением. Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников.

Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной. В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места.

Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии. Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео: В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом.

В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются.

Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.

Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от 26.04.1990 г.

и имеет определенный порядок:

  1. Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.
  2. Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
  1. По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии.

    Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений.

    От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.

  2. Материалы направляются в комиссию, созданную в организации. На их основе полностью заполняется на предприятии. В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах.

    В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.

Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии.

Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.

  1. На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.

Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия.

Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ. Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней.

О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.

Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен.

Как это происходит:

  • дальше к делу приступает комиссия предприятия по расследованию, которая рассматривает обстоятельства аварии, выявляет соблюдение или нарушение водителем ПДД, учитывает погодные, дорожные условия, прочие нюансы;
  • представитель организации, сотрудник которой попал в аварию, приезжает туда, где она случилась;
  • ею составляется акт, который может быть использован потом в суде, если до него дойдет дело.
  • сотрудники ГИБДД передают ему копии документов, имеющих отношение к событию;
  • он должен поговорить со свидетелями, полицией, сделать фото места происшествия;

Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия.

Это важно для самого участника аварии.

Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.

Административное расследование по поводу ДТП – это действия полиции, направленные на выяснение его обстоятельств, когда:

  1. установлен легкий либо средней тяжести урон здоровью участников;
  2. между последними есть разногласия в определении виновного.
  3. нанесен вред имуществу;

Оно начинается после оформления определения о деле. А этот документ составляется, когда место происшествия осмотрено инспектором, опрошены участники, очевидцы, сделаны фото и видеосъемка. Определение представляет собой заполненный бланк, где указывают:

  1. обстоятельства, вызвавшие эту необходимость;
  2. статью закона, которая должна быть применена в данном случае.
  3. причину возбуждения дела;
  4. дату и должность составившего его сотрудника;

Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.

Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии.

Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.

В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя.

Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц. При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем.

Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела. Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:

  1. ознакомиться с постановлением административной группы и подписать его;
  2. предъявлять выполненные на месте фотоснимки, видео с регистратора, другие доказательства, настаивать на их рассмотрении;
  3. опротестовать документ у руководства ГИБДД или в суде.
  4. требовать проведения экспертизы или привлечения к разбирательству свидетелей;
  5. требовать материалы дела для рассмотрения;
  6. явиться на разбор с адвокатом;
  7. объяснять свое видение ситуации, причины аварии, иные имеющее к ней отношение нюансы;

Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя.

Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует.

Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое.

В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.

Сокрытие такого серьезного происшествия, как ДТП, сотрудниками инспекции – повод для обращения потерпевшего в прокуратуру.

К полицейским, не желающим регистрировать аварию и заниматься ее расследованием, грозят как минимум ч.1 ст. 285 и ч.1 ст.286 УК РФ: Использование должностным лицом … полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Наказание может быть и строже, если при этом применялись угрозы, насилие, оружие, или участник аварии получил в результате действий полицейских тяжкий вред.

Но и для автомобилиста, скрывшегося с места ДТП, тоже есть санкция. Она прописана в ч.2 ст.12.27 КоАП.

Это лишение ВУ на 1-1,5 года или арест на 15 суток. Рекомендуем прочитать о . Вы узнаете о том, когда есть необходимость в трасологической экспертизе, особенностях ее проведения после ДТП.

А подробнее о том, куда звонить при ДТП. Расследование дел об авариях может быть длительным и сложным.

Участникам нужно контролировать как все делается, чтобы защитить свои интересы еще на этой стадии. Они имеют такое право по статье 25.1 КоАП. Это поможет в суде, если решения по делу придется ждать от него.

IV. Административное расследование

(в ред. письма МВД РФ от 19.08.2004 N 13/ц-76)14. По факту совершения нарушений Правил, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также в случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения необходимо осуществление экспертиз (автотехнической, судебно-медицинской и др.) или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, целесообразно проводить административное расследование <*>.(п.

14 в ред. письма МВД РФ от 30.07.2007 N 13/Ц-2-145)———————————<*> Часть 1 статьи 28.7 Кодекса.(сноска введена письмом МВД РФ от 30.07.2007 N 13/Ц-2-145)15. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса решение о проведении административного расследования выносится должностным лицом, уполномоченным согласно ст. 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении (приложение N 8).По окончании административного расследования по факту совершенного нарушения Правил в соответствии со статьей 28.7 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса.При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении.(абзац введен письмом МВД РФ от 20.12.2006 N 13/Ц-7218)Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.(абзац введен письмом МВД РФ от 20.12.2006 N 13/Ц-7218)16.

При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места совершения административного правонарушения (приложение N 3), а также схему места совершения административного правонарушения (приложение N 4).(п. 16 в ред. письма МВД РФ от 01.10.2007 N 13/ц-2-187)17.

В схеме места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется указывать:место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);——————————— Далее — «ДТП».ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;направление движения участников ДТП до момента его наступления.18.

Рекомендовать водителям — участникам ДТП описывать в объяснениях обстоятельства происшедшего согласно примерному перечню обстоятельств, которые целесообразно отражать в объяснениях водителей — участников дорожно-транспортного происшествия (приложение N 7), а также подписывать каждый лист протокола осмотра места совершения административного правонарушения.(в ред.

письма МВД РФ от 01.10.2007 N 13/ц-2-187)19. По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении либо принимается решение о проведении административного расследования.При оформлении материалов о ДТП по факту нарушения Правил, ответственность за совершение которого установлена Кодексом, в соответствии со ст.

28.2 Кодекса составляется протокол об административном правонарушении, в котором рекомендуется отражать наступившие последствия.В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии со ст. 28.7 Кодекса.20. Сведения о причиненных телесных повреждениях рекомендуется получать в медицинском учреждении по запросу (приложение N 9), куда доставлялся (обращался) или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.Для установления степени тяжести телесных повреждений должностное лицо Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, осуществляющее проверку обстоятельств ДТП, выносит определение о назначении судебно-медицинской экспертизы <**> (приложение N 10).———————————<*> Далее — «Государственная инспекция».<**> См.: ч.

1 ст. 26.4 Кодекса.21. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по окончании административного расследования при наличии сведений о причинении пострадавшему легкого вреда здоровью потерпевшего, в отношении лица, совершившего нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 Кодекса, составляется протокол об административном правонарушении.22. При получении заключения о том, что здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, сотруднику Государственной инспекции, производившему административное расследование, рекомендуется незамедлительно доложить материалы начальнику (командиру) подразделения Государственной инспекции для вынесения постановления о прекращении производства по делу и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания <*>.———————————<*> См.: п.

3 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса.23. При оформлении материалов по факту ДТП, когда водитель в нарушение Правил оставил место ДТП, в дополнение к материалам, предусмотренным п.

16 настоящей Инструкции, рекомендуется составить рапорт и принять меры по розыску скрывшегося водителя.При установлении личности водителя на него составляется протокол об административном правонарушении по факту оставления в нарушение Правил места ДТП, в котором целесообразно отражать сведения, подтверждающие противоправный характер его действий.

К протоколу об административном правонарушении рекомендуется приобщать рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению водителя, скрывшегося с места ДТП, его объяснения, объяснения свидетелей и другие дополнительные данные.Абзац исключен. — Письмо МВД РФ от 30.07.2007 N 13/Ц-2-145.24.

При оформлении материалов по факту ДТП, повлекшего причинение материального ущерба, рекомендуется составлять схему места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 4) и приобщать к ней сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 11), объяснения участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия.

При этом должностному лицу, оформляющему материалы, целесообразно составлять рапорт, в котором рекомендуется излагать дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия объективного решения по делу, и также выдавать справки об участии в дорожно-транспортном происшествии (приложение N 12).25. Должностное лицо, оформляющее материалы по факту дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на месте происшествия выдает участникам ДТП справку о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 25 сентября 2006 г. N 748

«О форме справки о дорожно-транспортном происшествии»

.(п.

25 в ред. письма МВД РФ от 20.12.2006 N 13/Ц-7218)——————————— См.: п.

44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (Собрание законодательства РФ, 19.05.2003, N 20, ст. 1897; 04.09.2006, N 36, ст. 3833).(сноска введена письмом МВД РФ от 20.12.2006 N 13/Ц-7218)26.

При выявлении правонарушения, предусмотренного статьей 12.4 Кодекса, в случаях, когда водитель или иное лицо, отрицает свою причастность к установке на транспортном средстве указанных в статье приборов или устройств, рекомендуется получить объяснения с указанных лиц, составить рапорт и вынести решение о проведении административного расследования.».27. При оформлении материалов по факту управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, в целях получения достоверной информации о наличии права управления транспортным средством, лишении права управления транспортным средством, обстоятельствах, смягчающих или отягчающих административную ответственность, рекомендуется принимать решение о проведении административного расследования.(в ред.


prinyatie-nasledstva.ru © 2021
Наверх